Тонкие смыслы дизайна, или 15 минут с создателями Renault Captur
Магали Гуро-Борже (МГБ): Captur - это автомобиль, который является частью нашей новой стратегии, так называемого круга жизни. Сначала в этом круге идет DeZir, символизирующий любовь и предназначающийся для двоих, а потом - Captur. И если DeZir - это машина для влюбленных, то Captur - для тех влюбленных, которые хотят отправиться в путешествие. Охарактеризовать стиль этого концепта лучше всего могут три ключевых слова: simple, sensual, warm - то есть простой, чувственный и теплый, так сказать, дружелюбный. При создании мы старались создать легкий и стремительный автомобиль. К примеру, я отвечала за интерьер Captur и, со своей стороны, черпала вдохновение в человеческом теле. Мне хотелось, чтобы мудрость сочеталась с динамичностью.
ZR: У вашего партнера по альянсу Nissan мы уже видели компактный кроссовер Juke. Можем ли мы ожидать, что у Renault будет похожий автомобиль, который станет серийным воплощением концепта Captur? Если да, не могли бы вы рассказать о нем поподробнее?
Хулио Лозано (ХЛ): На данный момент мы не можем ничего сказать о серийной версии Captur. Однако я могу сказать, что, создавая концепт, мы исследовали и прокладывали дорогу в будущее. Таким образом, концепт однозначно окажет влияние на внешний вид всех будущих моделей Renault, но пока это все, что мы можем сказать по этому поводу.
ZR: Вопрос из другой сферы. Несколько месяцев назад мы общались с Лоуренсом ван ден Акером, вице-президентом Renault по корпоративному дизайну. Какие отношения складываются в вашей команде? Можете ли вы сказать, что господин Ван ден Акер - ваш начальник?
МГБ: Вы знаете, у нас правда очень хорошие отношения! Он очень по-доброму относится к другим сотрудникам и всегда спрашивает наше мнение и видение того или иного вопроса.
ХЛ: Нет, вы знаете, Лоуренс не похож на такого типичного начальника, скорее мы - команда. Он - часть команды, хотя и стоит во главе. Тем не менее он общается со всеми на равных, поддерживает нас, поэтому у нас хорошие отношения, которые помогают при создании концептов.
ZR: Какие у вас отношения с АВТОВАЗом? Что вы можете сказать по поводу дизайна Lada Granta?
ХЛ: АВТОВАЗ значительно отличается от Renault, несмотря на сотрудничество. Дизайн этих машин, конечно, более основательный и даже грубоватый, и они обладают совсем другим кодом...
МГБ:...а мне очень нравится «Нива»! На мой взгляд, уникальный автомобиль даже для Европы, с большими внедорожными возможностями.
ХЛ: Точно! К тому же сейчас альянс Renault-Nissan вкладывает немалые средства в бренд Lada, поэтому я уверен, что его ждут большие перемены и прекрасное будущее.
ZR: Раз уж мы заговорили о российских машинах, может, поговорим о российских дизайнерах? У вас в команде есть такие?
ХЛ: Да, конечно, причем не один! Сейчас российские дизайнеры делают все, чтобы пробиться, и мы это замечаем. К примеру, мы работаем с Антоном Шаменковым, Андреем Басмановым и другими, к сожалению, сейчас не вспомню имен. Тем не менее со всеми из них мы работаем в тесном контакте, и они нас вдохновляют, а мы - их. Поэтому знаете, даже читая Интернет, можно увидеть, что российский дизайн и креативность на подъеме, школы дизайнеров становятся все лучше и лучше и как следствие появляется все больше интересных проектов.
ZR: Вы упомянули вдохновение. А что еще вас вдохновляет? Возможно, художники или музыка?
МГБ: Таких вещей очень много, вдохновляет практически все: музыка, картины...
ХЛ:...да, да, даже города и мода! Я даже как-то сказал такой совет всем, кто хочет создать дизайн автомобиля: «Не создавайте автомобиль! Творите что угодно, но не собственно автомобиль».
ZR: Может, вы назовете все же какие-нибудь примеры?
ХЛ: Да, конечно! Например, при создании концепта Captur меня вдохновляло спортивное оборудование и одежда: кроссовки, солнцезащитные очки, защита...
МГБ: А меня, в свою очередь, вдохновила работа скульптора-конструктивиста Наума Габо, в которой он использовал линии для создания объема, который при этом не вызывал давящего ощущения. [ Имеется в виду металлическая скульптура Наума Габо в Роттердаме. - Прим. редакции ZR.RU]
ZR: Что самое главное в дизайне? О чем надо всегда помнить?
МГБ: Главное - быть любопытным, интересоваться окружающим миром, быть открытым.
ХЛ: Нельзя отрицать, что очень важен талант. Но самое главное - это не талант, самое главное - идти к своей мечте. И тогда она обязательно сбудется.
ZR: А у вас какая мечта?
ХЛ: Моя главная мечта уже сбылась - стать автомобильным дизайнером. Ну и, конечно, делать красивые концепты, которые потом воплотятся в жизнь.
МГБ: Видеть на улице автомобиль, который мы сами создали, - вот самое лучшее воплощение мечты!
ZR: Я задам вам тот же вопрос, который задавал Лоуренсу ван ден Акеру. У вас есть автомобиль-мечта? И если да, то что это за автомобиль?
ХЛ:... тот же, что и у Лоуренса! *смеется*.
МГБ: А для меня это - Alpine A110.
ХЛ: Не знаю, таких машин много, выбрать довольно сложно, ведь таких классических автомобилей немало. А какую выбрал Лоуренс?
ZR: Lancia Stratos
ХЛ: Согласен! Прекрасный выбор!
ZR: Магали, вопрос к вам. Как вы считаете, влияют ли национальные особенности на дизайн интерьера? Отличается ли чем-то интерьер для американцев, европейцев и, скажем, жителей азиатского региона?
МГБ: Я думаю, в любом случае дизайн должен быть качественным и практичным, однако я бы сказала, что азиаты больше обращают внимание на наличие современных гаджетов и электроники, в то время как европейцам важнее комфорт, практичность и объем полезного пространства. Однако такое отношение тоже со временем меняется.
ZR: В наш век глобализации Renault - это скорее европейская марка или уже глобальная?
МГБ: Я думаю, что из года в год Renault становится все более выразительной маркой и может себе позволить быть разной в зависимости от рынка, глобальной в этом смысле.
ZR: Некоторые критики считают, что французским автомобилям, в том числе Renault, недостает практичности. Если взять немецкий автомобиль, например, Volkswagen, быть может, он не столь выразителен, зато практичен. Не могли бы вы прокомментировать данное утверждение?
ХЛ: Согласен, немецкие автомобили подойдут рационалистам. Однако некоторых моментов им недостает, зато они есть у Renault - это дух, романтическое ощущение, которое испытываешь при виде машины. Поэтому Renault - машина столь романская, латинская, если можно так сказать. В ней есть компромисс между страстностью и практичностью...
МГБ:...и потом, если вы возьмете, к примеру, Espace, модель, которая уже стала образцом по организации внутреннего пространства.
ХЛ: Конечно! А если вы посмотрите на модель Twingo, то увидите, что она тоже была весьма практичной, но в ней присутствовала и эмоция.
ZR: И последний вопрос! Что вы можете сказать читателям, желающим стать дизайнерами, возможно, в команде Renault?
ХЛ: Я уверен, если они действительно страстно этого желают, постоянно и усердно работают над этим, у них все получится. Сейчас Россия переживает подъем в своей истории, я так утверждаю, наблюдая динамику появления новых дилеров Renault по стране. Я думаю, у таких молодых дизайнеров большие возможности и они выбрали подходящий момент для своей карьеры.
МГБ: Согласна! В Renault рады всем талантливым дизайнерам, готовым работать со страстью и усердием.
ZR: Что ж, понятно! Пожелаем Renault успеха, а вам - создать много новых и интересных концептов!
ХЛ: Спасибо!
МГБ: Спасибо!