Встречаем космонавтов: трава у дома
Всем известно, что стартуют космические корабли в казахстанском Байконуре. Приземляются тоже в Казахстане – в Карагандинской области, большую часть которой занимают бескрайние степи. Именно их считают наиболее подходящими для приземления и обнаружения спускаемого аппарата.
К расчетному месту посадки предстояло добраться на кроссовере «Субару-Форестер», недавно обновленном. Утром – старт из Караганды. Город по казахстанским меркам крупный, однако пробок не заметил, так что выбраться за его пределы оказалось делом десяти минут. А вот движение в загородных условиях порадовало меньше. Во-первых, местные водители наотрез отказываются пользоваться поворотниками.
Представьте себе: только вознамерился обогнать грузовик, а он ка-а-ак вильнет влево… Во-вторых, двигаясь на встречных курсах, местные крайне редко переключаются с дальнего на ближний (помаргивание фарами воспринимается как приветствие и ни к чему не приводит) – на узких дорогах это очень опасно! В-третьих, дороги далеко не идеальны: вроде едешь по ровному участку, и вдруг – бабах! – ямы. В общем, не расслабишься.
«ЛЕСНИК» В СТЕПИ
Примерно через 350 км сворачиваем с асфальта на степную дорожку. Здесь уже можно не бояться коварства встречных водителей: их попросту нет. За все 200 км «в кадр» не попал ни один (!) движущийся автомобиль. Видел их только на приколе в тех редких аулах, что проезжал.
В одном из них «Нива» стояла под навесом, сделанным из полукруглого элемента обшивки ракеты-носителя! Для местных отвалившиеся элементы такой техники – ценный строительный материал, из него, в частности, мастерят заборы.
Ехать по степи интересно, главное – держаться на почтительном расстоянии от машины проводника: уж больно много пыли из под колес. Как оказалось, салон «Форестера» довольно герметичен – воздух внутри оставался свежим. Порадовала и «молчаливость» внутренней обшивки: передняя панель не подавала голоса даже к концу поездки. А ведь условия движения не самые лучшие: поначалу дорога более-менее ровная, но вскоре возникли препятствия в виде земляных надолбов между колеями.
Благодаря большому для кроссовера клиренсу (215 мм) «Лесник» уверенно миновал и эти препоны, лишь изредка касаясь земли защитой моторного отсека. Многочисленные кочки машина выдерживала стоически, предлагая экипажу неплохой для таких условий комфорт.
На крайний случай у «Форестера» есть понижающая передача. Но здесь она вряд ли могла понадобиться. Опасаться стоило лишь встреч (хорошо, что они были редкими) с глубокой поперечной колеей: не успеешь оттормозить – последствия непредсказуемы.
К вечеру добрались до точки, где предстояло разбить лагерь. Палатки натянули быстро – очень уж хотелось поужинать. Бешбармак получился отменный! Да и аппетит на свежем воздухе – сами знаете. Тем временем стемнело. Вид у ночной степи потрясающий. От такого простора дух захватывает! Удивительно осознавать, что на сотни верст вокруг нет ни души. Тотальная тишина, свежий воздух и усталость сделали свое дело – сон пришел моментально.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Утром нас ждал ранний подъем: предстояло выдвинуться поближе к запланированному месту посадки. Погода как на заказ – ясная (значит, облака не помешают наблюдать спускаемый аппарат) и безветренная (в сторону его не унесет). По радиосвязи сообщили: аппарат уже отстыковался от космической станции. Если все пойдет по плану, приземлится примерно через 3 часа 20 минут. Процесс автоматизирован, но при возникновении нештатной ситуации управление посадкой переводят в ручной режим.
Аппарат входит в верхние слои атмосферы и интенсивно замедляется – от трения вокруг него даже образуется плазма (ее температура около 2000 °C). На 10,5 км скорость падает до 220 м/с (по-нашему, по-автомобильному, это 792 км/ч!), раскрывается тормозной парашют площадью 24 м2. А на высоте 8,5 км отстреливается уже основной парашют-гигант площадью 1000 м2.
Звуковая волна, созданная его раскрытием, дошла до земли с задержкой, зато бабахнуло основательно, аж коленки задрожали! И если пять минут назад в степи еще никого не было, то теперь здесь барражирует дюжина вертолетов, летают три самолета, а вокруг носятся с полдесятка зиловских трехосных поисково-эвакуационных машин ПЭМ. Навскидку, прибыло не менее ста человек. Когда только они все успели здесь появиться?!
А расстояние до земли сократилось уже до считанных метров. К этому времени давление внутри капсулы уравнялось с внешним, взведены амортизаторы кресел. Еще пара секунд, и срабатывают двигатели мягкой посадки, снижая вертикальную скорость до безопасного порога. Встреча спускаемого аппарата с землей сопровождается негромким глухим ударом.
Секунда, и экипаж отстегивает парашют во избежание протаскивания. Все это произошло в сотне метров от меня. Феерическое зрелище!
Бегом к капсуле, ведь там люди. Покинуть ее они могут и самостоятельно, но только в крайнем случае – когда посадка происходит вдали от расчетной точки. Близко не подпускают: по периметру соорудили ограждение, чтобы с космонавтами не пообщались земляне, не прошедшие медицинский контроль. Ведь иммунитет за месяцы пребывания на орбите ослаблен.
Открыт люк, космонавтов отстегивают от ремней безопасности и на руках выносят командира экипажа Александра Самокутяева. Он широко, по-гагарински улыбается и приветствует встречающих рукой, будто вернулся не из космоса, а с пешей прогулки. Тем не менее его сразу осматривают врачи. Из аппарата извлекают и остальных членов экипажа. Все чувствуют себя нормально.
После традиционного позирования космонавтов прямо в креслах уносят в полевой госпиталь, а оттуда, после тщательного осмотра, привозят на ПЭМ к вертолетам. Ну а на Ми-8 – прямиком в Караганду. Лагерь быстро сворачивают, капсулу тоже грузят на ПЭМ и увозят. Через полчаса тут не осталось ни души. Профессионально сработано!
Признаюсь, давненько не испытывал такой гордости за свою страну. Как здорово, что мы – космическая держава! Как знать, может, лет через пятнадцать мне предстоит отправиться на встречу космонавтов, вернувшихся с Марса?