Встречаем космонавтов: трава у дома

В год пятидесятилетия первого полета человека в космос в редакцию пришло приглашение встретить вернувшихся с орбиты космонавтов, а заодно запечатлеть момент посадки спускаемого аппарата.

Всем известно, что стартуют космические корабли в казахстанском Байконуре. Приземляются тоже в Казахстане – в Карагандинской области, большую часть которой занимают бескрайние степи. Именно их считают наиболее подходящими для приземления и обнаружения спускаемого аппарата.

К расчетному месту посадки предстояло добраться на кроссовере «Субару-Форестер», недавно обновленном. Утром – старт из Караганды. Город по казахстанским меркам крупный, однако пробок не заметил, так что выбраться за его пределы оказалось делом десяти минут. А вот движение в загородных условиях порадовало меньше. Во-первых, местные водители наотрез отказываются пользоваться поворотниками.

Представьте себе: только вознамерился обогнать грузовик, а он ка-а-ак вильнет влево… Во-вторых, двигаясь на встречных курсах, местные крайне редко переключаются с дальнего на ближний (помаргивание фарами воспринимается как приветствие и ни к чему не приводит) – на узких дорогах это очень опасно! В-третьих, дороги далеко не идеальны: вроде едешь по ровному участку, и вдруг – бабах! – ямы. В общем, не расслабишься.

«ЛЕСНИК» В СТЕПИ

Примерно через 350 км сворачиваем с асфальта на степную дорожку. Здесь уже можно не бояться коварства встречных водителей: их попросту нет. За все 200 км «в кадр» не попал ни один (!) движущийся автомобиль. Видел их только на приколе в тех редких аулах, что проезжал.

В одном из них «Нива» стояла под навесом, сделанным из полукруглого элемента обшивки ракеты-носителя! Для местных отвалившиеся элементы такой техники – ценный строительный материал, из него, в частности, мастерят заборы.

Элементы обшивки ракет местные жители с удовольствием используют в хозяйстве.

Ехать по степи интересно, главное – держаться на почтительном расстоянии от машины проводника: уж больно много пыли из под колес. Как оказалось, салон «Форестера» довольно герметичен – воздух внутри оставался свежим. Порадовала и «молчаливость» внутренней обшивки: передняя панель не подавала голоса даже к концу поездки. А ведь условия движения не самые лучшие: поначалу дорога более-менее ровная, но вскоре возникли препятствия в виде земляных надолбов между колеями.

Благодаря большому для кроссовера клиренсу (215 мм) «Лесник» уверенно миновал и эти препоны, лишь изредка касаясь земли защитой моторного отсека. Многочисленные кочки машина выдерживала стоически, предлагая экипажу неплохой для таких условий комфорт.

На крайний случай у «Форестера» есть понижающая передача. Но здесь она вряд ли могла понадобиться. Опасаться стоило лишь встреч (хорошо, что они были редкими) с глубокой поперечной колеей: не успеешь оттормозить – последствия непредсказуемы.

Пыль в степи несусветная. Приходится поддерживать большую дистанцию между машинами.

К вечеру добрались до точки, где предстояло разбить лагерь. Палатки натянули быстро – очень уж хотелось поужинать. Бешбармак получился отменный! Да и аппетит на свежем воздухе – сами знаете. Тем временем стемнело. Вид у ночной степи потрясающий. От такого простора дух захватывает! Удивительно осознавать, что на сотни верст вокруг нет ни души. Тотальная тишина, свежий воздух и усталость сделали свое дело – сон пришел моментально.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Утром нас ждал ранний подъем: предстояло выдвинуться поближе к запланированному месту посадки. Погода как на заказ – ясная (значит, облака не помешают наблюдать спускаемый аппарат) и безветренная (в сторону его не унесет). По радиосвязи сообщили: аппарат уже отстыковался от космической станции. Если все пойдет по плану, приземлится примерно через 3 часа 20 минут. Процесс автоматизирован, но при возникновении нештатной ситуации управление посадкой переводят в ручной режим.

Аппарат входит в верхние слои атмосферы и интенсивно замедляется – от трения вокруг него даже образуется плазма (ее температура около 2000 °C). На 10,5 км скорость падает до 220 м/с (по-нашему, по-автомобильному, это 792 км/ч!), раскрывается тормозной парашют площадью 24 м2. А на высоте 8,5 км отстреливается уже основной парашют-гигант площадью 1000 м2.

Еще немного, еще чуть-чуть! Сложно представить, что думают в эту минуту космонавты.

Звуковая волна, созданная его раскрытием, дошла до земли с задержкой, зато бабахнуло основательно, аж коленки задрожали! И если пять минут назад в степи еще никого не было, то теперь здесь барражирует дюжина вертолетов, летают три самолета, а вокруг носятся с полдесятка зиловских трехосных поисково-эвакуационных машин ПЭМ. Навскидку, прибыло не менее ста человек. Когда только они все успели здесь появиться?!

А расстояние до земли сократилось уже до считанных метров. К этому времени давление внутри капсулы уравнялось с внешним, взведены амортизаторы кресел. Еще пара секунд, и срабатывают двигатели мягкой посадки, снижая вертикальную скорость до безопасного порога. Встреча спускаемого аппарата с землей сопровождается негромким глухим ударом.

Момент посадки очень зрелищный! Сопровождающий ее хлопόк тоже впечатляет.

Секунда, и экипаж отстегивает парашют во избежание протаскивания. Все это произошло в сотне метров от меня. Феерическое зрелище!

Повезло: я первым оказался на месте приземления спускаемого аппарата!

Бегом к капсуле, ведь там люди. Покинуть ее они могут и самостоятельно, но только в крайнем случае – когда посадка происходит вдали от расчетной точки. Близко не подпускают: по периметру соорудили ограждение, чтобы с космонавтами не пообщались земляне, не прошедшие медицинский контроль. Ведь иммунитет за месяцы пребывания на орбите ослаблен.

Открыт люк, космонавтов отстегивают от ремней безопасности и на руках выносят командира экипажа Александра Самокутяева. Он широко, по-гагарински улыбается и приветствует встречающих рукой, будто вернулся не из космоса, а с пешей прогулки. Тем не менее его сразу осматривают врачи. Из аппарата извлекают и остальных членов экипажа. Все чувствуют себя нормально.

Из капсулы космонавтов выносят на руках.
Первым делом, вернувшись из космоса, хочется позвонить родным…

После традиционного позирования космонавтов прямо в креслах уносят в полевой госпиталь, а оттуда, после тщательного осмотра, привозят на ПЭМ к вертолетам. Ну а на Ми-8 – прямиком в Караганду. Лагерь быстро сворачивают, капсулу тоже грузят на ПЭМ и увозят. Через полчаса тут не осталось ни души. Профессионально сработано!

Признаюсь, давненько не испытывал такой гордости за свою страну. Как здорово, что мы – космическая держава! Как знать, может, лет через пятнадцать мне предстоит отправиться на встречу космонавтов, вернувшихся с Марса?

Координаты посадки спускаемого аппа- рата. Отклонение от расчетных данных всего километр!
Этот экипаж летал на юбилейном корабле, названном в честь Юрия Гагарина.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Subaru Forester (5)

— Хороший автомобиль, советую брать.
Subaru Forester  2016
/ срок владения: 1 - 3 года
Достоинства:
Отличный внедорожник именно с постоянным полным приводом,высокий и по салону и по просвету, вместительный, комфортный, динамичный, низкий расход топлива, управление впечатляет. Также радует система поворотных фар,очень приятно видеть заранее поворот в свете в темное время.
Недостатки:
1) Скорость реакции вариатора в нужный момент (после механики); 2) недостаточная шумоизоляция - можно было бы за эти деньги сделать посерьезней; 3) нет хорошей навигации, но в принципе это проблема всех производителей в целом, и решается разным способом.
Комментарий:
Кузов 4-й SJ 2016 рестайл. За 2 года небыло выявлено ни одной проблемы. С виду кроссовер а по управлению ощущения что на спортивной легковой, четко держит повороты и остро реагирует на руль при необходимости. Нет впечатления что едешь на тяжелой машине. Очень низкий расход бензина благодаря вариатору, при 2,0 л. атмосфера расход в среднем 6- 7 литров, в самую жесткую пробку Москвы выходит 10 литров. В мороз долго держит тепло в салоне и легко заводится в -32С (масло 5w30), быстро прогревается и двигатель и салон. Система Х-mode делает свое дело. На льду держится словно когтями все 4 колеса даже при выкл. VDC системе. Сразу при покупке у дилера был сделан антикор всего днища авто. По поводу обгона, ниже написали что тяжело идет от 100-ки, не могу с этим согласиться. Да вариатор с задержкой передачи крутящего но прет он очень душевно, разгоняется абсолютно легко без принуждения. Про 5000 оборотов в гору, простите это как и где надо ехать с такими оборотами? За все время эксплуатации выше 3500 оборотов ни разу не видел на приборке. Он легко прет на своих 1500-2000 в горку без проблем, а уж тем более при движении на инерции в гору вообще без натяга. Да и из сугробов выбирается без напряга. Что касается нового Forester 2019: не знаю кому как, но мне кажется ставить электронный ручник да на спортивном внедорожнике? зачем? В остальном он стал только лучше, особенно респект за улучшение рамы кузова.
+19