Западная Европа заставит шины заговорить
По новым требованиям, с ноября 2012 года новые шины будут обязаны иметь дополнительную этикетку с указанием таких ключевых характеристик, как сопротивление качению, сцепление на мокрой дороге и уровень внешнего шума. Эта информация должна сопровождать все легковые и грузовые шины, произведенные после июля 2012 года, причем на все пассажирские шины она должна быть нанесена в виде маркировки. Иными словами, шины получат переведенный на понятный всем язык пиктограмм ярлычок от производителя.
Как считают специалисты Goodyear, введение этикетки на шины изменит процесс продажи и покупки. По ней покупатель сможет определить свойства шины, которую покупает, и в зависимости от своих потребностей сделать правильный выбор в пользу более безопасной и экологически чистой шины. Все будет достаточно банально. Точно так маркируют сейчас холодильники и стиральные машины, основываясь на их аппетитах по потреблению электричества и способности противостоять протечкам. Клиент должен знать, что покупает.
Достоверная информация всегда была в цене. Важно понимать, что применительно к шинам такая информация включает в себя понятие личной и экологической безопасности, ценность которой многократно выше в сравнении с потраченной электроэнергией и залитым полом.
Следует отметить, что и шинным компаниям «обэтикечивание» продукции встанет в копеечку. О масштабах работы, которую предстоит проделать, свидетельствуют такие цифры: только в Goodyear для реализации программы задействовано более 270 водителей-испытателей, инженеров и механиков, они собирают информацию по 10 тысячам легковых и грузовых шин различных типоразмеров. Хорошо еще, что три показателя новой маркировки входят в список из более чем 50 характеристик шин, подлежащих оценке в рамках программы испытания продукции. Так, по крайней мере, обстоит дело в компании Goodyear.
Доклад Эммануэля Робине (Emmanuel Robinet), главы департамента оценки шин Goodyear, пожалуй, был одним из самых интересных на семинаре.
Он весьма доходчиво объяснил, что стоит за всеми тремя параметрами.
Сопротивление качению
Чем меньше сопротивление качению при движении шины, тем меньше энергии рассеивается и, соответственно, тем меньше требуется топлива для продолжения движения. Сопротивление качению составляет до 20% расхода топлива легкового автомобиля и до 30% грузового. Поэтому топливная эффективность помогает снизить прямые расходы и выбросы углекислого газа. Разница между шинами классов G и A по маркировке значительна. В расчете на четыре шины для легкового автомобиля экономия за период использования шин может составить до 300 евро на покрышку благодаря сокращению расхода топлива на 7,5%.
Для больших грузовиков с увеличенным числом колес финансовая разница может быть еще больше. Так, при использовании шин класса A по сопротивлению качению вместо шин G грузовая компания может сэкономить более 5 тыс. евро за период эксплуатации шин.
Ожидается, что использование шин с улучшенными показателями сопротивления качению, а маркировка упростит процедуру, позволит сократить выброс углекислого газа в Европе на 20 млн тонн в год и экономить 10 млрд евро ежегодно.
Сцепления шины на мокрой дороге
Сцепление на мокрой дороге отражает способность шины удерживаться на дороге в условиях мокрого дорожного покрытия. За этим стоит сокращение тормозного пути, улучшение управляемости, а также более уверенное поведение автомобиля.
От сцепления шины на мокрой дороге напрямую зависит безопасность автомобиля. Согласно маркировке разница тормозного пути автомобилей на шинах класса G и A может достигать 18 м (на мокрой дороге, для среднего легкового автомобиля, двигающегося со скоростью 80 км/ч). Это длина четырех легковых автомобилей или одного автобуса, или грузовика, а граница между жизнью и смертью при экстренном торможении в ДТП проходит на дистанции всего лишь 1 м…
Уровень шума
Шумность шин автомобиля, двигающегося по поверхности с заданными стандартами ISO характеристиками, измеряется двумя микрофонами, расположенными на расстоянии 7,5 м от центральной оси автомобиля на высоте 1,2 метра. Разница между одной черной волной и тремя на новой маркировке существенна. Шина, характеризующаяся тремя черными волнами на маркировке, производит на 6 дБ меньше шума, чем шина с одной волной (в четыре раза шумнее). Если умножить это на приблизительное количество автомобилей на европейских дорогах, разница будет еще более ощутимой. Шум могут не слышать сами автомобилисты, однако он все равно оказывает воздействие на окружающую среду. При этом следует помнить, что общий шум автомобиля зависит в том числе и от характера дорожного покрытия.
Человеческий фактор, или о чем не расскажет этикетка
Да, за характеристики шин отвечают производители, но то, насколько эффективно и полно они будут использованы, во многом зависит от самих владельцев. В принципе, достаточно следить за двумя главными показателями: давлением в шине и глубиной протектора.
На семинаре в Люксембурге подчеркивалось, что выполнять свою функцию могут только шины с правильным давлением. Как показывают исследования Goodyear, на поведение автомобиля на дороге и его тормозной путь оказывают влияние как недостаточно высокое, так и слишком высокое давление в шинах. Оно сказывается на безопасности автомобиля, потенциальном пробеге и топливной эффективности. Давление в шинах ниже необходимого повышает сопротивление качению, соответственно увеличивая расход топлива и выбросы углекислого газа. Для понимания этого на семинаре поставили две тачки. На нормально накачанном колесе и затем - на приспущенном. Толкать вторую будет куда труднее. Вот почему специалисты Goodyear, а вместе с ними и все шинники, советуют проверять давление в шинах регулярно - по крайней мере раз в месяц. В свою очередь избыточное давление сокращает сопротивление качению, но увеличивает тормозной путь.
Еще более важна для сокращения тормозного пути глубина протектора. Испытания на мокрой поверхности на скорости 100 км/ч на полигоне в Люксембурге доказали, что автомобиль, на который установлены новые шины, останавливается через 56 метров, тогда такому же автомобилю, но с изношенными шинами той же модели (глубина протектора 1,6 мм) требуется уже 114 м для полной остановки, т. е. в два раза больше. С учетом потенциальной скорости столкновения эти цифры становятся еще более впечатляющими. К тому моменту, как автомобиль с новыми шинами уже остановился, автомобиль с изношенным протектором продолжает движение на скорости более 70 км/ч и ему понадобилось более четырех секунд для полной остановки.
На семинаре я лично в этом убедился. Признаться, даже не ожидал, что износ настолько существенно меняет поведение шины. А уже «лысые» покрышки – просто преступление перед другими участниками движения и перед самим собой. В канун холодного сезона сравнительные заезды на скользкой, имитирующей лед поверхности лишний раз подтвердили преимущества зимних шин. Там же в Люксембурге была неоспоримо доказана опасность езды на летних и зимних шинах на разных осях. Разноколесный автомобиль в повороте непредсказуем. И теперь, извините за менторский тон, заклинаю: уж лучше ездить на летних шинах зимой, чем ставить зимнюю резину только на ведущие колеса!
Надеюсь, что когда-нибудь новые этикетки не только придут в Россию и заговорят по-русски, но и научатся давать и другие ценные рекомендации. По поводу зимней езды, например.
Глава ООО «Гудиер Раша» Бенджамин Виллот:
- Мы организовали в Люксембурге семинар «Дни безопасности Goodyear», поскольку наша компания ставит безопасность во главу угла в своей деятельности. И не важно, в какую страну затем мы поставляем наши шины. Тема безопасности шин Goodyear тесно увязана и с грядущим появлением этикеток на шинной продукции, реализуемой в Европе.
Этикетки касаются трех шинных параметров: сопротивления качению, то есть экономичности, шумности и тормозным характеристикам на мокрой дороге.
Да, пока маркировка относится только к шинам для западноевропейского рынка. Но когда-то это придет и в Россию, которая все чаще обращается к мировому опыту. Убежден, что европейская маркировка поможет и российским потребителям сделать правильный выбор.
Из трех характеристик, на мой взгляд, главными для потребителей являются безопасность (в данном случае способность тормозить на мокром покрытии) и экономичность (низкое сопротивление качению, позволяющее экономить горючее).