Автоугоны по мобильнику: как спастись от агрессивной панды?

Как мы сообщали, частные сыскные агентства и охранные предприятия предрекают рост автомобильных краж с использованием мобильных телефонов и СМС-сообщений. Сообщали и о примере из российской действительности, как малолетка из обеспеченной семьи замахнулся на БМВ папаши. Комментирует Михаил Колодочкин, заведующий отделом экспертиз и спецпроектов ЗР.
Что делать пандам на американских дорогах?

Сначала – о пандах. Это не утка – более того, происшествие обсуждалось на недавней конференции по автомобильной электрике в Баден-Бадене, где был мой коллега, Алексей Воробьев-Обухов. Представитель «Ауди», герр Тобиас Гансен, рассказал участникам форума о том случае, когда на дорожном информационном табло в аризонском городе Флагстаффе вдруг появилось сообщение об... агрессивных пандах, якобы разгуливающих по шоссе. Чтобы восстановить контроль над системой, потребовалось полдня.

У хакеров – свой «юмор». Хорошо еще, когда дело ограничивается нецензурным ругательством на автомобильном табло системы контроля давления воздуха в шинах. Но совершенно ясно, что чем сильнее современная автомобильная электроника сближается с компьютерами, тем менее спокойным чувствует себя владелец машины. Приятно, конечно же, когда можно прогреть мотор автомобиля, ожидающего тебя в заснеженном «Шереметьево», находясь при этом где-то на Средиземном море… Но не стоит при этом удивляться, если однажды автомобиль отреагирует и на чужое SMS-сообщение.

Вступлюсь за упомянутую «Субару»: ее подвела не бортовая электроника, а дополнительная «противоугонка». Но по сути это ничего не меняет. Еще год назад прошло сообщение о том, что группе американских ученых из университетов Сиэтла и Калифорнии удалось получить дистанционный доступ к контроллеру автомобиля, внедрившись в его CАN-сеть. По их командам машина либо начинала самопроизвольно тормозить, либо, напротив, вообще отключала свою тормозную систему! Примечательно, что автомобиль вообще не имел выхода в Интернет. Я беседовал на эту тему с представителем корпорации NXP Semiconductors, разрабатывающей всевозможные чипы для автоэлектроники. Комментарий был такой: «Спасибо за очень интересный вопрос – мы об этом знаем и работаем над подобными проблемами»…

Так что проблема действительно есть. Современный хакер просто обязан вылезти из кожи вон, чтобы научиться, сидя за клавиатурой, поворачивать колеса и пускать моторы понравившихся ему транспортных средств. Разработчики ищут выход во все более хитроумных системах кодирования команд, цифровых подписях, одноразовых паролях доступа… Известная мне мера – намерение уйти с общепринятой несущей частоты 2,4 ГГц (блютуз!) на «безопасную» 5,8 ГГц. Что это изменит в принципе – не понимаю. От «пионеров» спасет, но и то на какое-то время…

Как тут не вспомнить про первые противоугонки: механический переключатель никаких эсэмэсок заведомо не боится… Как, впрочем, и любая устаревшая техника. На эту тему модно травить патриотические анекдоты. Типа про американцев, которые сунули нос в Югославию и не смогли отключить там системы ПВО, потому что на Балканах тех времен использовалось советское оборудование 60-х годов без всяких микропроцессоров внутри…

Между прочим, многие установщики противоугонных устройств, в том числе и «навороченных», любят поставить где-то в уголке ма-а-аленький такой механический переключатель, разрывающий какую-нибудь важную цепь. Хуже не будет…

СВЯЗИ РЕШАЮТ ВСЕ!

Мнение Александра Юнисова, директора компании AIS АВТО:

- Противоугонной тематикой мы занимаемся давно. Лично с описанными выше ситуациями пока не сталкивался, но если порассуждать... Действительно, современные машины, у которых используются метки вместо ключей зажигания (Toyota, Nissan и т.п.), угоняются относительно просто. Нужен только сканер. Когда владелец теряет родную метку, он приходит на сервис и ему записывают новую, удаляя предыдущую - точно так же действует и угонщик. Но на расстоянии такой номер не прокатит. Если же у машины есть выход в Интернет, то все становится проще. При условии, конечно, что он завязан не только на навигацию, но и на остальную электронику. Скажем, когда диагноз неисправности авто ставят по телефону.

Добавлю, что с машинами, оборудованными нормальными противоугонками, номер не пройдет. Мы, к примеру, подвешиваем CAN-шину, после чего модули лишаются связи между собой. Это все равно что снять клемму с аккумулятора - никакой хакер мотор при этом не запустит. Во всяком случае, я в это не верю.

ЗР№5/2010

Материалы по теме в номерах журнала:

ЗР№3/2011

Подпишитесь на «За рулем» в