Фактор возраста: борозды не портит?
Вспоминаю свою первую аварию. Еду домой по пустынной летней Москве. До стоянки метров триста. Перед носом выпрыгивает силуэт «зубилы». Визг тормозов. Удар. Болит коленка и шея. В «восьмерке» дедушка лет семидесяти. Он разбил себе голову о центральную стойку. Не увидел, говорит. Сто лет тут выезжаю, а сейчас не увидел…
Потом скорая, «Склиф», схемы, протоколы, тревожные мысли. К моей радости, на следующий день он выписался. С тех пор минуло почти десять лет, его образ напрочь стерся из памяти, а я все желаю ему здоровья, долгих лет жизни и… не садиться за руль без особой надобности. А вот мою старенькую «вольву» пришлось списать.
ЖЕРТВЫ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ
В западных странах по обе стороны Атлантики о теме предельного возраста за рулем всерьез заговорили после череды фатальных происшествий с участием пожилых водителей. Так, в Америке еще свежи воспоминания о жуткой аварии, когда 86-летний отставной моряк Джордж Рассел Веллер на высокой скорости протаранил толпу на рыночной площади в Санта-Монике. Его старый «Бьюик» проложил 300-метровый путь буквально по людям, оборвав жизнь десяти прохожих и отправив на больничную койку более шестидесяти человек! Он перепутал газ с тормозом...
Подобный случай произошел и в немецком городе Менден, где 79-летний водитель сокрушил толпу, убив троих и покалечив пятьдесят горожан. Причем количество таких случаев будет только расти – в этом побочный фактор старения населения развитых стран, ставших самыми автомобильными державами на планете. В США уже 20 миллионов престарелых водителей, а в Европе к 2020 году каждый третий водитель будет в возрасте за шестьдесят. Престарелая пара, летящая быстрее 160 км/ч по автобану, здесь не редкость и сейчас.
КАТЕГОРИЯ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ
Исследования показывают, что процессы старения сильно влияют на адекватность водителя, несмотря на большую опытность, спокойствие и расчетливость пожилых драйверов. Скажем, в возрасте 70–79 лет велик риск задержки в принятии решения, а после восьмидесяти люди порой не замечают приближающиеся автомобили. Так, например, водители старше 70 лет, а еще больше те, кому за восемьдесят, часто попадают в аварии на перекрестках, особенно на тех, что регулируются знаками приоритета.
А в структуре общей аварийности пенсионеры старше семидесяти, не говоря о тех, кому за восемьдесят, по уровню риска попасть в аварию соседствуют с подростками до 20 лет, а согласно некоторым статистическим базам, существенно превышают их по риску смерти. Наиболее распространенная причина аварий по вине возрастных водителей – поворот налево на перекрестках, регулируемых знаками. Риск угодить в подобное ДТП резко возрастает после 60–69 лет, а для водителей старше восьмидесяти – в шесть раз выше, чем у самых неопытных подростков. Но у возраста есть и свои плюсы: пожилые ожидаемо редко превышают скорость и попадаются нетрезвыми. Заметим, риск аварии возрастает, если почтенный драйвер едет один.
КАК НЕ СТАТЬ ОРУЖИЕМ
Во многих странах Европы уже ввели специальную медкомиссию для обладателей прав, которым за семьдесят, например в Нидерландах, Дании, Великобритании и Испании. Скоро эти ограничения вступят в силу и во Франции, где иск против государства подала возмущенная мать из Реймса, чей сын пострадал по вине 86-летнего автомобилиста. Германия также всерьез рассматривает вопрос усиления контроля за здоровьем пожилых водителей.
В США штат Флорида первым ввел тест на зрение для водителей, которым стукнуло восемьдесят: около 7% не прошли экзамена, а еще 20%, испугавшись его, сдали права. Итого – почти треть потенциально опасных. В штатах Нью-Джерси, Гавайи, Вашингтон и Висконсин также обязали драйверов в возрасте 75–85 лет проходить медкомиссию и повторный экзамен на вождение.
В России все строго. По закону медицинская справка должна обновляться минимум раз в год (чаще всего это происходит за деньги). Те, кому удалось перевалить за шестьдесят пять, – счастливчики-долгожители. Но кто адекватнее – воспитанник «жигулевской» эпохи с сорокалетним накатом или благополучный лоботряс, который после компьютерного симулятора сел за руль купленной родителями скоростной иномарки? И у кого есть моральное право лишить пожилого гражданина свободы передвижения, которую дарит автомобиль? Однозначного ответа пока не дано. Каждое государство решает этот вопрос по-своему, исходя из возможностей своего право- и здравоохранения.
Что касается здоровья, то за ним надо прежде всего следить самому. И, наверное, убрать водительское удостоверение в семейный архив, когда поймешь, что не реагируешь на знаки, путаешь педали и каждый твой выезд – скрытая угроза жизни, причем не только твоей. К этому выводу пришли исследователи Кельнского университета. Вывод их фокус-группы, в состав которой вошли полторы сотни водителей разных возрастов: к подобным ограничениям нужно подходить выборочно, так как процессы старения у всех протекают по-разному. Да и сама процедура массового освидетельствования пожилых водителей может оказаться слишком дорогостоящей. Решение об отказе или продолжении управлять автомобилем – частный выбор каждого водителя. В нем, конечно, должны участвовать близкие и друзья – самые чуткие наши «обследователи». А тот, кому трудно принять решение, всегда может обратиться к профессионалу.
РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИИ УПРАВЛЯТЬ АВТОМОБИЛЕМ – ЧАСТНЫЙ ВЫБОР КАЖДОГО ВОДИТЕЛЯ.