Музеи: не пройти не проехать
Первые пять ЗИС-5 из ворот завода вышли в мае 1942-го.
Выпускали их в Ульяновске до 1944 года. Правда, автомобиль в собрании довоенный, еще московского выпуска, с некоторым наслоением поздних элементов. Зато в очень неплохом состоянии.
Специфические требования Министерства обороны, основного заказчика УАЗов, долгое время определяли жизнь завода. Вездеходы, минимально обновляя, выпускали десятилетиями. Каждая модель долго и мучительно проходила согласования, дорабатывалась, медленно осваивалась в производстве, а иногда и вовсе до него не доходила. Поэтому прототипов, которым не суждено было стать серийными, в заводской коллекции едва ли не больше, чем конвейерных машин.
Знаменитую полуторку ГАЗ-ММ в Ульяновске собирали с 1947-го по 1950-й. Но в музее опять же ранний, довоенный экземпляр:
Судьбоносный для завода ГАЗ-69 производили с 1954-го в течение почти двух десятилетий и поставляли более чем в двадцать стран
мира. Причем не только со стандартным двигателем мощностью 52 л.с., но и с форсированными до 62 и 66 л.с. вариантами:
Пятьдесят лет в строю! Знаменитый «головастик» в последние годы почти не модернизировали, зато он обрел несколько новых мелкосерийных модификаций – в частности, версию 33036 грузоподъемностью 1300 кг, с 84-сильным мотором и измененной отделкой кузова:
УАЗ-450 – первая самостоятельная разработка завода. К передовому для середины 1950-х дизайну приложил руку Ю. Долматовский. Входившие в семейство полноприводные «санитарки» особенно ценили в глубинке. Да и сегодня немало районов, куда доберешься лишь на чем-то подобном:
Попытка облагородить «козлика» – УАЗ-3159 «Барс». Длинная база, широкая колея, улучшенная отделка, впрысковый мотор мощностью 131 л.с. Сделали таких совсем немного:
Гражданский вариант перспективного УАЗа модели 3172-01. Двадцать лет назад дизайн выглядел очень привлекательно, но построили лишь один экземпляр:
УАЗ-3172 разработали по заказу Министерства обороны. Машина прошла приемочные испытания, под нее планировали новый цех. Но время для новинок настало совсем неподходящее – начало 1990-х:
Конечно, заводу нужен настоящий музей – с фотографиями и документами (интересного в архивах УАЗа немало). Да и машин хотелось бы видеть побольше. Но будем благодарны людям, которым удалось сохранить хоть что-то. Ульяновский завод заслужил, чтобы его собрание, став общедоступным, покинуло ангар на территории, куда можно попасть, лишь предварительно договорившись об экскурсии. Сделать это, вероятно, нелегко. Но не сложнее, чем проехать там, где мало кто может пройти. А уж это УАЗы умели…