Тюнинг: Сякотан по-русски
Японские любители боскозоку тюнингуют старые «Ниссаны», «Тойоты» и «Мицубиси». Наши полюбили − вазовскую «классику». Особенно почетным стало владение автомобилями, сделанными еще до распада СССР. Так, например, Олегу Ефремову достался ВАЗ-21013, выпущенный в 1984 году. Назовем его для простоты «копейкой». Состояние было не очень хорошим, мягко говоря, так что первым делом Олегу пришлось поменять практически все кузовные детали, за исключением разве что капота и крыши. Естественно, за этим процессом следовала полная окраска… Раз так, смысла соблюдать аутентичность (то есть сохранять оригинальную комплектацию автомобиля) уже не оставалось. К тому же Олег стремился придать своему транспортному средству оригинальности. Все эти соображения сложились вместе, что привело в итоге к полномасштабному тюнингу. В этом деле владельцу автомобиля, Олегу, как могли помогали друзья, Андрей, Сергей и Илья. Цель проекта? Да ничего конкретного, парням просто нравится заниматься машиной. Это нормально, все проходили.
До окраски ребята убрали ручки задних дверей и личинку замка багажника (для открывания установили электромагнитные актуаторы, подключенные к охранной системе). Петли капота перенесли к ветровому стеклу – для большего удобства доступа в подкапотное пространство и более современного вида. Чтобы капот держался в вертикальном положении, к петлям добавили газовые упоры от Audi. Такие же установили и на крышку багажника (она должна была приподниматься, когда актуатор освобождает замок).
Двигатель модели 21013, к тому же сильно «уставший», никак не соответствовал образу спортивного автомобиля. Его отправили в отставку, поставив на вакантное место 82-сильный мотор от «Нивы». Конечно, это не ровня сверхмощным турбомоторам, но лиха беда начало. А может быть, и хорошо, что прирост мощности невелик. Иначе потребовалась бы полная реконструкция автомобиля, а это отнюдь не простая задача. Однако ребята не удержались от соблазна форсировать мотор, модифицировав систему питания, заменив распределительный вал, поставив тюнинговые клапаны, головку блока с увеличенными каналами. На «впуске» теперь, естественно, фильтр пониженного сопротивления, а выпускная собрана на трубах диаметром 51 мм, и ее венчает «спортивный» глушитель. Увлекшись процессом, наши тюнеры раскрасили разными цветами все под капотом. Получилось очень пестро, но… необычно – для нас, хотя зарубежные любители тюнинга довольно часто рисуют в подкапотном пространстве.
Однако аэрографические рисунки украсили и борта «копейки». Их выполнил художник дизайн-студии STЯG, использовавший романтические образы цветов, крыльев и девушек. В композицию он «вплел» и надписи Shakotan (объяснение их смысла см. в отдельном блоке). Конечно, подвеска была занижена – насколько это позволила фантазия. «Копейка» сразу приобрела лихой спортивный вид.
Такой же спортивный образ ребята постарались создать и в интерьере, заменив плоские и низкие передние «сидушки» на сиденья от иномарок Honda Prelude и Volkswagen Passat GT, большой тонкий руль – на спортивную баранку с толстым кожаным ободом. На замену есть и другой, итальянский Nardi. Рычаг переключения передач ребята переместили, поставили короткоходный механизм, вокруг соорудили консоль. В «шестерочной» панели теперь белые шкалы, сверху – дополнительные приборы. И весь салон в контрастном черно-белом оформлении.
Расставаться с «копейкой» Олег пока не собирается, есть еще пара тюнинговых идей.
Oh, mama, shakotan!
«Сякотан» в переводе с японского – «маленький просвет». Слово относится к экстремистскому направлению тюнинга босозоку (bosozoku), любители которого ставят гигантские антикрылья, огромные спойлеры, длиннющие выхлопные трубы, внешние радиаторы, широченные колеса и, конечно, «роняют» кузова. Термин появился из серии комиксов-манга Shakotan Boogie Кусуноки Мичихару, публиковавшихся в 80-х-90-х годах. Главные герои, старшеклассники Гаджими и Коджи, ездили на заниженном спорткупе Toyota Soarer первого поколения (Z10) с бортовым номером 67.
На мой взгляд...
− Автомобиль Олега наглядно демонстрирует, каким бывает тюнинг в исполнении молодых энтузиастов. Вызывает уважение, что ребята, располагая весьма ограниченными средствами, пытаются продлить век старых отечественных машин и при этом все делают своими руками. Не все получается удачно, но благодаря таким парням в нашем лексиконе сохраняется термин «автолюбитель». Они выгодно отличаются от наездников, представляющих машины разновидностью бытовой техники.
Илья Пименов, редактор