Bridgestone Blizzak Revo GZ, Ice Cruiser 7000: липучка под стать шипам
На улицах провинциального городка Асахикава вспыхнули фонари. Минус десять, очищенная дорога блестит укатанным снегом, сугробы по грудь, но уложены словно по линейке. Автомобилей мало. Неспешное движение. После Москвы – чудно. Отчего не поливают липкой жижей снег, чтобы до асфальта добраться? Стало даже неловко за продвинутую нацию.
Вдруг слышу шелест скользящей машины, и сразу – бах! «Тойота» замешкалась, поздно затормозила и легонько ткнулась в «Ниссан». Снова словно в родном городе. Оказалось, стал свидетелем очень редкого случая: аварию увидел. И пяти минут не прошло, как к этому месту примчались три полицейские машины и на всякий случай пожарная, зря уж скорую не вызвали. Первым делом служивый проверил, все ли целы, а вслед за этим… Как вы думаете, что? Посветил фонариком на место удара и на шины. Во как! В Японии, как и во всех холодных странах, зимой обязательны зимние покрышки.
Я тоже нос сунул, благо стоял рядом. Увидел на «Тойоте» нешипованный «Бриджстоун-Близзак» прежнего поколения. Вот если бы паренек поставил новый «Близзак Рево», все могло обойтись. Ведь короткий тормозной путь – главное преимущество самой современной «липучки» (теперь чаще слышу другой термин – фрикционная шина) «Рево GZ».
Долго «Бриджстоун» бился над задачей приблизить фрикционную шину «Близзак Рево GZ» по свойствам к шипованной. Тысячи проб смесей, вариантов конструкции. Десятки тысяч километров пробега по заснеженным полигонам. На финише отменный результат. Вслед за торможением хороший разгон без рысканий и уводов и отличный держак в повороте. Даже после начала заноса можно спокойно дать машине еще глубже туда уйти – и ловко вести машину боком. Закончился поворот – не переживай, машина уверенно встает на прежний курс.
На полигоне уже после второго круга в широких поворотах я именно так и запускал снаряд, получая удовольствие от слаженной работы «Ниссана-Теана» и шин. Но если включить стабилизацию (на тестовом авто ее можно отключить полностью), управление становится прогнозируемым в любом повороте, так что можно расслабиться и мчаться по кругу, держа руль одной рукой.
КРЮЧКОТВОРЫ
Уверенное движение по льду на «липучках» «Рево GZ» – заслуга нового микропористого слоя протектора (Multicell Compound).
Под микроскопом резина выглядит как губка. Кратеры, острые вершины, волокна, пустоты. На одном квадратном сантиметре тысячи таких «крючков». Вот ими и цепляется шина за укатанный лед и снег и едет как надо. Поры и каналы на этой поверхности в пятне контакта еще и вбирают в себя воду и присасываются к поверхности дороги, добавляя шине цепкости.
Но специалистам этого показалось мало: в состав ввели твердые частицы, играющие роль своеобразных шипов. Они, как уверяют создатели, эффективно продавливают мягкий лед. Их в микроскоп я не разглядел, поверил на слово. Еще протектор «Близзака» сделали асимметричным. Ведь при разгоне и торможении наружные, внутренние и центральные части в пятне контакта нагружаются по-разному, поэтому они должны быть разной формы.
Иссеченные ламелями блоки протектора отныне не подгибаются и не расходятся под нагрузкой. Если отжать пальцами резину, можно увидеть, что в блоках сделаны ступеньки в разных плоскостях. Вот они-то и не дают разъехаться ламелям. При торможении образуется микропила, цепляющаяся за любые неровности на снегу, льду и асфальте.
МЕТАЛЛИСТ
Мягкой зимой искушенный автомобилист предпочтет «липучку». Но если мороз будет держаться, как в прошедшие зимы, месяцами, обратит внимание, конечно, на шипы. «Бриджстоун-Айс Крузер 7000» как раз для этого.
Новинка прошлого сезона уже завоевала должный авторитет благодаря хорошей цене, сбалансированным качествам и, что важно, стабильным показателям. И после 10 тысяч пробега «Айс Крузер» способен на те же результаты, что и новенький. Ведь эту шину специально готовили для нашего рынка: здесь ее основные продажи.
Главное внимание в «Айс Крузере» уделили шипам, пригласив в партнеры именитою немецкую компанию «Ситек» (SITEC Group): там чертят и клепают шипы аж с 1964 года. С японцами подружились в 2007-м и для 7000‑го «Крузера» предложили легкий алюминиевый шип оригинальной конструкции. Он не должен терять своих колющих свойств, даже если частенько контактирует с асфальтом. Партнеры подобрали под него многослойный протектор, в котором на жестком покрытии шип амортизирует, а на льду лупит, словно молот. И не выпадает, как часто случается в рядовых шиповках.
Беговую дорожку при том же размере шины сделали шире, вместо прежних 12 рядов (линий) шипов в пятне контакта проложили уже 16. Словом, добавили тормозов, прыти и цепкости в поворотах.
Похоже, и в будущем «Бриджстоун» намерен не раз явить на свет приспособленные к нашим зимам покрышки. Иначе зачем купил в Швеции землю и отгрохал там огромный полигон? Скандинавская зима более сурова, чем на Островах. И уж точно покрышки, прошедшие испытания на севере, послужат безопасности не только в России, Скандинавии, но и в том маленьком городке Асихакава на Хоккайдо.