Россия стала на зарядку
Современные электромобили – штука неоднозначная. Стоят дорого, едут недалеко, заряжаются долго. Да и переработка литий-ионных батарей – проблема. При этом все говорят, что за ними будущее. Прогнозы пока осторожные, но оптимистичные: Renault оценивает, что к 2020 году электромобили займут 10% мирового авторынка. Пока в Европе и Штатах продажи исчисляются тысячами.
В России к концу года продано аж 29 электромобилей. И все они Mitsubishi i-MiEV. «Рольф Импорт» первым привез электромобили в Россию, первым сертифицировал их и первым начал продажи. Правда, цена получилась на уровне премиум-седанов не в самой бедной комплектации – 1 799 000 рублей. Но тут импортер разводит руками: в России электромобили не то что не получают льгот, но и облагаются таможенной пошлиной в полном объеме – а это 600 тысяч рублей. Переговоры с властными структурами о преференциях для экотранспорта пока не принесли результата.
Электромобиль Mitsubishi i-MiEV переделан из микролитражки i и оснащается 67-сильным электромотором и блоком литий-йонных батарей. Запас хода при идеальных условиях должен составить около160 км, но реальный пробег в городских условиях вряд ли превысит 100-120 км. Производители электромобилей считают, что и это больше среднесуточного пробега типичного горожанина.
Где же заряжать электромобили? В следующем году обещают построить в Москве 28 зарядных станций. Пока зарядок две: в начале июня работала зарядка на Садовнической улице. В ноябре открылась еще одна – неподалеку от Павелецкого вокзала. Очевидно, все 29 проданных «ай-миевов» заряжаются там? Или от бытовой сети. Что существенно дольше – около 10 часов.
Хорошо уже то, что Mitsubishi решился начать продажи электромобиля. Другие производители пока в раздумьях. Представители Nissan прямым текстом заявили в июле на презентации Leaf в Лужниках, что начало российских продаж увязывает с господдержкой. Между тем из всех электромобилей, побывавших этим летом в России, Nissan Leaf – единственный оригинальной конструкции, а не переделанный из обычного автомобиля с ДВС. Впрочем, дешевле или дороже от этого он не становится – чуть ли не половину цены электромобиля составляет стоимость батарейного блока.
Показатели автономности Leaf похожи на i-MiEV. Заявленный запас хода даже несколько выше –175 км. При этом надо учесть, что Leaf намного тяжелее i-MiEV. Зато по вместительности это почти хэтчбек гольф-класса. С той лишь разницей, что конденсаторный блок, расположенный за задними сиденьями, съедает часть полезного объема багажника и не дает разложить задние сиденья.
Есть еще у Leaf замечательная вещица – если не давить на педаль, перевести селектор выборов режимов движения (коробки передач у электро-«Ниссана» нет) в экорежим, а еще активно использовать рекуперативное торможение, то можно за пару часов поездки вырастить дерево – правда, всего лишь пиктограмму на приборной панели. Но удовольствия от этого не меньше.
Летом Москву осчастливили своим «электричками» еще два производителя – Renault и Volvo. Причем Renault привез целых два электромобиля – седан Fluence Z.E. и «каблук» Kangoo Z.E. Забавно, что у электро-«Кангу» отыскалась еще и крышка бензобака. Впрочем, выяснилось, что на жидком топливе (точнее, солярке) Kangoo Z.E. не ездит, а лишь использует его для подогрева электромотора в холодных горных районах Франции. Кстати, неплохая опция для России, ведь наши морозы дадут фору любой французской горной деревушке.
Продажи своих электромобилей, как и партнеры по альянсу из Nissan, французы увязывают с поддержкой властей. Поговаривают, что Renault хочет заинтересовать московское правительство проектом электрических такси с парком из Renault Fluence Z.E. Тут самое время вспомнить, что электротакси были довольно обычным делом на заре автомобилизации. А парк московских такси в 20-х годах прошлого века состоял исключительно из Renault. Но все опять упирается в обнуление пошлин для электромобилей и прочие преференции для производителей экотранспорта.
Пока же корреспонденту «ЗР-онлайн» удалось опробовать Fluence Z.E. на дорогах Португалии. И надо сказать, что в качестве такси электро-Fluence куда уместнее, чем в частном владении. Ведь при наличии большого парка электромобилей вопрос зарядки не стоит так остро.
Если электромобили Mitsubishi, Nissan и Renault в Европе уже продаются, то еще один гость столицы – Volvo C30 Electric – концепт даже в Швеции, откуда он родом. Но у северного соседа есть один существенный плюс – климатическая установка работает на биоэтаноле, а значит, ценный заряд аккумулятора на обогрев или охлаждение салона не тратится.
Volvo во время короткой динамической презентации электрического C30 даже не упомянул про возможность продажи в России. Да и в самой Швеции первым в серию пойдет не электромобиль, а дизельно-электрический V60 Plug-in Hybrid.
Наконец, не выдержав такого электронажима, свой электромобиль представил и АВТОВАЗ. Видимо, не обошлось без наработок от Renault-Nissan. Электрическую Lada на базе «Калины» назвали ELLADA и собираются испытывать ее в Ставропольском крае. Жаль, что АВТОВАЗ не вспомнил свое богатое водородное прошлое: в Тольятти построили несколько прототипов на водородных топливных элементах под общим названием АНТЕЛ. Но эти автомобили на базе «Нивы» и «Приоры» так и остались прототипами.