В погоне за бешеным бурундуком: спортивные снегоходы от BRP
Смотришь на характеристики обоих снегоходов и диву даешься: вроде по цифрам – абсолютно одинаковые машины, да и картинки в рекламном проспекте недвусмысленно намекают, что испытуемые – пусть не близнецы, но братья уж точно. Но стоило увидеть их вживую, как скепсис по поводу разных названий для одной и той же машины улетучился. На внешности и 800-кубовом моторе сходство и заканчивается. А принципиальное отличие в том, что FreeRide, название которого само говорит о его профориентации, построен на базе «горника» Ski-Doo Summit, а у BoonDocker (который так и подмывает обозвать бурундуком) использована платформа Lynx. Моторы у обоих – рядные двухтактные «восьмисотки» с непосредственным впрыском топлива, снабженные системой электронного реверса (никаких шестеренок или редукторов, просто мотор в режиме заднего хода заводится в обратную сторону, это же двухтактник!). Никаких «понижаек» или электростартеров с аккумуляторами – все подчинено снижению веса. Позабавили кнопки включения реверса на обеих машинах: маленькие обрезиненные коробочки, притянутые к рулям обычными пластиковыми хомутиками. С одной стороны, вроде бы и «колхоз», а с другой, трезво понимаешь, что иного здесь попросту и не нужно. Мода на двухрежимные регулировки гидравлики подвесок, похоже, затронула не только спортбайки – у FreeRide на каждом амортизаторе есть раздельные регулировки демпфирования сжатия для высокой и низкой скорости перемещения штока. О броскости дизайна распространяться не буду – сами все видите, а скажу лишь, что если «бурундук» доступен только в черном цвете, то FreeRide поставляется вообще альбиносом – без всяких лейблов, а владелец сам выбирает один из восьми вариантов расцветки и обклеивает снежик сам.
Ручным стартером даже в -32°С оба снегохода заводятся достаточно легко: если прогретые, то с пол-оборота, а на холодную максимум раза с десятого. И что важно, усилие на «веревочном стартере» адекватно невелико, несмотря на то что по ту сторону баррикад сопротивляется компрессия двух 400-кубовых «котлов». Системы непосредственного впрыска и дозированной смазки делают свое белое дело: выхлоп не воняет гарью, а имеет едва заметный породистый запах, присущий только двухтактникам.
Объезжать эту пару начал с FreeRide. Коллеги пугали: мол, он очень резкий, своенравный и неуправляемый. Но с каждым метром снежной целины, оставленной за зубастой гусеницей я все больше и больше срастался с машиной. Сказать, что мощности море – не сказать ничего. Но двухтактник есть двухтактник – вся тяга только «сверху» и «посередине». Под стать характеру мотора и оборотистый темперамент вариатора – он включается только после 4500 об/мин, что при трогании моментально срывает 154-дюймовый трак в букс. Главное при этом не закрыть газ и не дать машине закопаться – через мгновенье FreeRide, как кузнечик, выпрыгивает вперед, вышвыривая мощную струю снега из-под гусеницы, и несется сломя голову. Сто, сто сорок, сто шестьдесят… Морозные окрестности по бокам дороги начинают замыливаться, а стрелка спидометра как будто взбесилась. Остановить это бесчинство помогают «когти» гусеницы и эффективные тормоза, ведь на двухтактнике закрытие газа не приводит к торможению. Да, это, конечно, не полноценный горный Summit, но в недостаточной проходимости его не обвинишь. Двухтактный мотор хоть и резок, зато здорово выигрывает в весе перед четырехтактниками, что особенно важно при вызволении из белого плена: обтоптал машину, занес «хвост» и понесся дальше, поднимая клубы искрящегося на полярном солнце снега. Подвески после получаса езды «размерзлись» и начали действительно работать: на любых скоростях и при любых неровностях почти всю резкость тряски они сглаживают на ура, да и при приземлениях после прыжков их не пробивает. Вроде и не перина, и не скачет снегоход, будто сайгак. Стоковые положения регуляторов под мой средний вес (70 кг) оказалась вполне подходящими. И еще о комфорте: этот, вроде бы, чистой воды спортивный снаряд не лишен приятных мелочей вроде регулируемого подогрева и неплохой ветрозащиты. Единственное, что хотелось бы доработать: на дне ниш для ног постоянно скапливается и стаптывается снег, который приходится регулярно отковыривать и вытаскивать – штатные «дренажные» отверстия вмиг забиваются и обмерзают.
А вот с управляемостью все не так однозначно. У меня не было повода усомниться ни в жесткости рамы, ни в правильности кинематики рулевого управления, но вот проверить все реакции машины оказалось очень трудно. Здоровенная гусеница и широкие лыжи – наследственные черты семейства Summit, конечно, не делают управляемость нулевой, но для того чтобы заправить машину в поворот по желаемой траектории, приходится изрядно попотеть. В большинстве случаев, особенно под малоопытным райдером, машина просто едет куда хочет. Тут вовсю приходится работать корпусом, загружая ту или иную лыжу – только так райд из free превращается в райд «куда надо». Но стоило мне поменяться машинами с коллегой, как под центнером его веса Free Ride оказался намного более послушен.
Резюмируя могу сказать, что FreeRide – машина действительно для полного отрыва, причем на любом снегу, но чайников к ней подпускать категорически противопоказано – техника действительно очень норовиста.
Но уж кто бешеный на самом деле, так это «бурундук» BoonDocker. Вот уж исчадье ада! Хоть мотор здесь такой же – 800-й двухтактник от Rotax, по динамике он обставляет FreeRide играючи. Стоит притопить газ на укатанном снегу, как машина действительно встает на гусеницу, рассекая воздух лыжами и с диким остервенением несется вперед. Руки от руля отрывает так, что порой кажется, будто это не снегоход, а санки с твердотопливным ускорителем под сиденьем. Динамика – на уровне литрового спортбайка, продольные перегрузки под 1g – тоже. Я поездил на многих снежиках, но даже BRP MX-Z (уж на что икона гонщиков) не дает такого ощущения адреналиновой безбашенности, как «бурундук». Под стать взрывному мотору и настройки трансмиссии: ни один джоуль энергии, вкрученный коленвалом в вариатор, не пропадает зря – этим можно объяснить почти постоянный букс трака (он, кстати, здесь покороче, чем на FreeRide – 146 дюймов). Сам BoonDocker намного худосочнее, чем FreeRide: начиная от подушки сиденья, заканчивая колеей лыж. Узкий, быстрый и точный, как гепард, этого «бурундука» я бы отнес не к грызунам, а к хищникам. Более того, под стать и управляемость машины: дуги поворотов он на любой скорости пишет, будто по лекалу, вместе с тем прощая незначительные ошибки в управлении. Хотя это немного странно: издавна машины семейства Ski-doo были более резкими и маневренными, чем те, что построены на платформе Lynx. Радость от езды на «бурундуке» омрачал факт несовершенства нашего мира, ведь по-прежнему за все приходится платить. Пусть гусеница на «бурундуке» всего на дюйм уже и на восемь дюймов короче, но на ней не столь развиты грунтозацепы, как у FreeRide, – стоит только чуть замешкаться и сбросить ход в глубоком пухляке, как машина норовит «сесть». Отсюда вывод о том, что BoonDocker – машина менее проходимая, чем оппонент из серии Ski-Doo. Этот Lynx более предназначен для относительно ровного и плотного снега – там он по полной может проявить свою без преувеличения дичайшую динамику и отточенную управляемость. А стоит подыскать подходящую кочку или холмик, как бурундук бешеный превращается в бурундука летающего – контакт с землей он теряет намного охотнее, чем «фри». Вроде бы, и амортизаторы на нем не имеют столь богатого набора регулировок, и весят машины практически одинаково, а факт, как говорится, налицо.
ИТОГ.Подводя черту, можно с полной уверенностью назвать этот тест спарринг-дуэлью без проигравшего: при должном умении на укатанной трассе «бурундук» заткнет за пояс FreeRide, но стоит им оказаться на целине, Ski-doo отыграется за счет проходимости с таким отрывом, что никому не покажется мало. Это два венца инженерной мысли, у которых одна задача – дарить сумасшедший драйв, и у каждого это получается по-своему блестяще.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (данные производителя) | ||
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | ||
Модель | BRP Lynx BoonDocker | BRP Ski-doo Summit FreeRide |
Модельный год | 2011 | |
Длина × ширина × высота, мм | 3230×1160×1130 | 3335×1140×1130 |
Масса, кг | 220 | 222 |
Колея лыж, мм | 975 | |
Объем бензобака, л | 39 | 40 |
Размер гусеницы, дюйм | 146*15 | 154*16 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Тип | 2-цил., 2T | |
Рабочий объем, см³ | 799 | |
Макс. мощность, л.с. при об/мин | 155/8500 | |
Система питания | непосредственный впрыск топлива | |
Система охлаждения | жидкостная | |
Система запуска | ручной стартер | |
ТРАНСМИССИЯ | ||
Вариатор, с функцией торможения двигателем, электронный реверс | ||
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | ||
Рама | алюминиевая, пространственная | |
Передняя подвеска | на двух А-образных рычагах, ход лыж 242 мм | на двух А-образных рычагах, ход лыж 229 мм, регулировки демпфирования сжатия (быстрое, медленное) и отбоя |
Задняя подвеска | склизовая, ход гусеницы 390 мм | склизовая, ход гусеницы 381 мм, регулировки демпфирования сжатия (быстрое, медленное) и отбоя |
Тормозная система | дисковый тормоз на трансмиссии с гидроприводом и стояночным режимом |
Тест организован компанией ROSAN.