Меняем лампы в фонарях: темное прошлое

Мы оценили удобство замены ламп в фонарях десяти популярных на нашем рынке автомобилей.

СГОРЕЛИ НА РАБОТЕ

Зачастую к исправности задней светотехники владельцы относятся менее трепетно, нежели к потухшей фаре. А фонари, между прочим, не менее важны. Если, скажем, едущий следом водитель не распознает ваш маневр из-за перегоревшей лампочки, беды не миновать. И пусть виновным в ДТП окажется тот, кто был сзади (хотя не факт), вам-то от этого проку мало: машина потеряла товарный вид и продать ее за приемлемую цену будет значительно сложнее.

Проверять исправность ламп проще всего в присутствии помощника. На эту роль подойдет даже дитя. Опытному водителю порой достаточно глянуть в зеркало заднего вида и выявить огарок по отражению от сзади идущей машины, особенно если та достаточно велика (автобус, грузовик). Или по отражению от стационарных построек. Хорошо, когда есть гараж: в углах можно развесить зеркала и с их помощью контролировать светотехнику каждый раз перед выездом.

Когда нет ни того ни другого, проверяем стоп-сигналы, используя палочку подходящей длины: один конец упираем в педаль тормоза, а другой – в подушку водительского кресла. Исправность поворотников на всех современных машинах контролируется автоматически: если реле защелкало с удвоенной частотой, значит, лампочка перегорела – сложно не обратить на это внимание.

Разумеется, бессмысленно затевать замену ламп, не имея запасных. Советуем приобрести их заранее: вдруг в придорожном магазине не окажется нужных? Запас, как известно, карман не тянет. Тип ламп ищите в руководстве по эксплуатации.

В тесте участвуют десять машин: «Хёндай-Акцент», «Форд-Фокус II+», «Тойота-Королла X», «Мицубиси-Лансер X», «Рено-Логан», «Дэу-Нексия», «Шевроле-Лачетти», «Мазда-3» и две «лады» – «Калина» и «Приора» (ЗР, 2011, № 2, 4, 6, 8, 10). В зачет взяли среднее время из трех попыток на замену лампы поворотника. Дабы исключить случайные факторы, все работы выполнили в зарулевском техцентре силами механика Евгения Михалкевича – при одинаковой температуре, освещенности и квалификации мастера.

МУЧЕНИЕ – СВЕТ

Быстрее всего Евгений справился с «Лачетти» – за минуту и 16 секунд! В седане все предусмотрено: и широкие карманы в обшивке багажника, и патроны ламп с разными ключами, дабы ненароком не перепутать, какой куда вставлять… Но не у всех есть повод радоваться – в хэтчбеке той же модели замена намного сложнее: для доступа к лампам фонарь нужно снять (ЗР, 2007, № 11). А сделать это непросто: чтобы преодолеть мощную хватку двух фиксаторов, придется привлечь помощника, намазав ему ладони чем-нибудь липким – например, медом, вареньем. Только так, постукивая липкими ладошками по колпаку и помогая тягой, получится сместить фонарь в осевом направлении назад. Лампа поворотника здесь с оранжевой колбой и со смещенными выступами на цоколе.

На втором месте «Королла»: за минуту и 24 секунды поменяли лампу поворотника, а за минуту и 40 секунд – все лампы. Как и на «Лачетти»-хэтчбеке, секции отдельные: в крыле поворотник, стоп и габаритка, а в крышке багажника задний ход и противотуманный фонарь. Однако доступ не в пример более продуманный. Для замены стопа-габаритки-поворотника (в наружной секции) снимаем заглушку в обшивке багажника – и вот они, лампочки. Если пришлось зимой менять лампы в секции крышки багажника, загоните машину в теплый бокс и дайте ей отогреться. Иначе рискуете сломать защелки пластикового лючка.

Третий – «Акцент». Открыв багажник, выворачиваем два самореза крепления фонаря и сдергиваем его вбок, перпендикулярно оси авто. Некоторые, не зная такого нюанса, тянут фонарь назад, ломая при этом фиксаторы. Благо, это отдельная деталь, закрепленная на корпусе саморезами, и найти ее на разборках не составляет труда. Вопрос в деньгах: если бэушный фонарь в сборе обойдется в 1900–2500 рублей, то тот кусочек пластика – примерно в половину этой цены.

Четвертое место за «Лансером». И хотя размещение фонарей на седане такое же, как на «Королле» (в крыльях и крышке багажника), для замены ламп в наружных секциях извольте их снять. Вывернув крестовой отверткой два самореза, потяните фонарь назад строго по оси авто! Если при этом не расколете уголок рассеивателя, считайте, повезло (особенно когда потревожили замороженную машину). Проверьте уплотнение жгута проводов: его могли стронуть с посадочного места при предыдущей замене ламп – именно поэтому в багажнике подопытной машины образовался «водоем». К внутренним секциям и третьему стопу добираемся, сняв обшивку багажника, для чего выковыриваем сердцевины, а затем тела семи пистонов. Без шлицевой отвертки здесь не обойтись.

ДО ФОНАРЯ

Пятый результат у «Нексии». А ведь копия «Опеля-Кадет» могла быть первой, если бы переняла немецкие традиции – заменять лампочки без применения инструмента. В «Нексии», увы, без него не обойтись. Открутить две пластиковые гайки-барашка крепления боковин багажника сможете и вручную, но как вынуть четыре пистона без риска сломать ногти? Хорошо хоть, фонари снимать не надо. Если меняли лампу справа, не забудьте продеть сквозь отверстие в боковине тросик лючка бензобака.

На «Фокусе», как и на «Лачетти», с седаном все просто, а вот с хэтчбеком повозились. В итоге шестой результат. Вывернув два самореза «под крест», мучительно долго пытались отделить фонарь от кузова. Здесь ни мед, ни прочие сладости не помогли – мала площадь колпака, к которой прикладывали усилие. Выручил пластиковый клин. Вставив его между кузовом и фонарем в местах, обозначенных изгибом рельефа светорассеивателя, аккуратно, чтобы не ободрать краску, стащили корпус с двух фиксаторов. Скорее всего, на морозе такой номер не пройдет: фонарь запросто лопнет. Порадовала «защита от дурака»: как ни крути, лампу в чужой патрон не воткнешь, патрон в другое гнездо не вставишь. При сборке важно поправить проводку, уложив ее в ложементы тыльной части корпуса фонаря, иначе рискуете прищемить ее крепежом.

Седьмым по списку идет «Логан». Здесь тоже пришлось снимать фонарь, и, хотя инструмент при этом не понадобился, провозились более четырех минут. Ладно, если бы в одной попытке, но это средний результат из трех! Сперва вывернули пластиковый барашек крепления обшивки багажника, затем отогнули ее и, отвернув две барашковых гайки фонаря, вынули его из «глазницы». Проводка на подопытном экземпляре оказалась коротковата, – дабы не мучиться с заменой ламп на весу, решили отстегнуть разъем, надавив на фиксатор колодки, и располовинить корпус на верстаке. При сборке пытались было поставить резиновую прокладку вверх ногами, однако вовремя сообразили, что к чему. «Защита от дурака» предусмотрена, но не от полного.

Как ни старался наш механик подыграть соотечественнице «Приоре», ничего не вышло: секундомер зафиксировал лишь восьмой результат. Карманы в обшивке багажника оказались маловаты, отчего более-менее удобно вывертывается лишь одна барашковая гайка. Чтобы подлезть к двум оставшимся (ближе к проему крышки), хоть наизнанку выворачивайся. Снимая фонарь (строго назад по оси авто), не затеряйте уплотнительные колечки на шпильках – без них в багажник будет проникать вода. Патроны по цвету никак не отличаются друг от друга, поэтому будьте внимательны при сборке: если пришлось их все вынимать, проверьте правильность выбранной секции, включив лампу. На некоторых патронах предусмотрены индивидуальные ключи, но выполнены они невнятно. Поэтому можно невольно, приложив чуть большее усилие, ошибиться с ориентацией. В завершение заправляем обшивку под уплотнитель проема багажника и фиксируем ее пистоном.

Хваленый японский автопром в лице «Мазды-3» – лишь на девятой строчке. Помнится, с моделью предыдущего поколения тоже провозились (ЗР, 2009, № 11). Дело в том, что ни в той машине, ни в нынешней не предусмотрено карманов в обшивке. Советуем их прорезать, после чего зафиксировать при помощи текстильной липучки. Иначе для доступа к фонарям постоянно придется снимать пластиковый порожек проема, рискуя сломать защелки. Да и ставить эту деталь непросто: сперва нужно попасть направляющими шипами в ответные отверстия (ближе к запаске) и лишь затем защелкивать в проеме и ставить на место четыре пистона. Имейте в виду, обшивка здесь «дубовая», и, чтобы, отгибая, не переломить ее, освободите по меньшей мере четыре пистона.

На последнем месте «Калина»: подвело неудачное крепление фонарей. Как и на «Приоре», их также нужно снимать, однако вместо удобных пластиковых барашков здесь применен древний крепеж – обычные гайки под ключ «на 8». Причем с отдельными шайбами! Как бы этот бутерброд ненароком не сорвался с инструмента и не упокоился во веки веков на дне ниши крыла... Совет: прилепите к торцовому ключу мощный магнит или полоску ветоши, дабы с ее помощью сделать посадку гайки более плотной. А чтобы не мучиться с шайбами, выкиньте их, заменив гайки другими – с буртиками в роли шайб. Кстати, такими крепили фонари древней «четверки».

В КАРТИНКАХ

1 место: «Шевроле-Лачетти», седан

Время замены: 1 мин 16 с

Инструмент: -

Через удобный лючок открывается прекрасный доступ к лампочкам. Но лучше бы лючок откидывался к крылу:

Лампа поворотника с оранжевой колбой, в отличие от белой, имеет асимметричные усики на цоколе.

- Нет.

2 место: «Тойота-Королла»

Время замены: 1 мин 24 с

Инструмент: –

Лючок в обшивке для доступа к боковой секции фонаря снимается полностью. Очень удобно!

Бесцокольная двухнитевая лампа стопа-габаритки имеет четыре контакта. Как ни поставь, будет правильно.

+ Отличный доступ, простая ориентация ламп и их патронов.

- На морозе можно обломить усики лючка секции багажника.

3 место: «Хёндай-Акцент»

Время замены: 1 мин 44 с

Инструмент: крестовая отвертка

Здесь понадобился инструмент – крестовая отвертка. Затягиваем крепеж усилием двух пальцев.

Длина проводки позволяет перепутать местами патроны, а разные ключи на каждом из них – нет.

+ Усилие фиксации фонаря невелико.

- Фонарь нужно снимать, причем не назад, а вбок.

4 место: «Мицубиси-Лансер», седан

Время замены: 2 мин 10 с

Инструмент: крестовая отвертка

Когда снимаешь фонарь, уплотнитель проводки так и норовит покинуть посадочное место (стрелка).

Для доступа к лампам в крышке багажника сняли обшивку целиком. Шумоизоляция – доработка владельца.

+ Простая ориентация ламп и их патронов.

- Фонарь нужно снимать, легко отколоть уголок рассеивателя.

5 место: «Дэу-Нексия»

Время замены: 3 мин 9 с

Инструмент: шлицевая отвертка с тонким жалом

При замене ламп в правом фонаре не забудьте заправить на место тросик замка лючка бензобака.

После того как сняли пластиковый щиток боковины багажника, открылся прекрасный доступ к лампам.

+ Точки крепления обшивки хорошо заметны.

- Кроме необходимости пользоваться инструментом, нет.

6 место: «Форд-Фокус», хэтчбек

Время замены: 3 мин 50 с

Инструмент: крестовая отвертка, пластиковый клин

Отделить фонарь от кузова поможет пластиковый клин. Но и с ним работайте бережно, чтобы не повредить кузов.

Проводка разной длины, а патроны с индивидуальными ключами – при всем желании не перепутаешь.

+ Понятная ориентация ламп и патронов.

- Фонарь нужно снимать, тугие фиксаторы.

7 место: «Рено-Логан»

Время замены: 4 мин 18 с

Инструмент: –

Отогнув обивку, выкручиваем две пластиковые барашковые гайки крепления фонаря (здесь они белого цвета).

Чтобы соединить разъем, приходится дольше обычного целиться в ответную часть из-за коротковатой проводки.

+ Нет дополнительных фиксаторов фонаря.

- Фонарь нужно снимать, коротковата проводка.

8 место: «Лада-Приора», хэтчбек

Время замены: 4 мин 20 с

Инструмент: –

При потере такой вот резиновой шайбы в багажник будет просачиваться вода. Пустяк, а неприятно.

Поди разбери, какую лампу куда вставлять. Ключи хоть и разные, но имеют лишь незначительные различия.

+ Значимых преимуществ не выявлено.

- Фонарь нужно снимать, маловаты лючки в обшивке багажника.

9 место: «Мазда-3», седан

Время замены: 4 мин 46 с

Инструмент: шлицевая отвертка с тонким жалом

Прежде чем отгибать обшивку багажника, выньте как можно больше пистонов крепления, иначе она переломится.

Обшивка крышки более податливая, достаточно освободить пару боковых пистонов. Все лампы бесцокольные.

+ Значимых преимуществ не выявлено.

- Нет карманов в обшивке багажника, нужно снимать порожек проема.

10 место: «Лада-Калина», универсал

Время замены: 5 мин 33 с

Инструмент: торцевой ключ «на 8», магнит

Отворачивая гайки крепления фонаря, будьте аккуратны – не оброните крепеж в полость крыла.

Литье корпуса выше качеством, чем на «Приоре», но эти две лампы все равно можно перепутать местами.

+ Нет.

- Фонарь нужно снимать, непродуманное крепление.

Благодарим представительства компаний «Тойота», «Дэу», «Шевроле» и «Мазда»,

а также клуб www.priorovod.ru

Подпишитесь на «За рулем» в