Без женщин и детей?..
Давным-давно, в середине восьмидесятых годов, когда в DTM еще участвовали доработанные версии серийных машин, количество «засветившихся» в турнире марок легко могло перевалить за десяток. Наряду с автомобилями немецких производителей в списках участников фигурировали и весьма неожиданные модели - от Chevrolet Camaro до Mazda RX-7. Когда на сцене появились построенные с нуля (и оттого дорогие) болиды, ассортимент присутствующих в чемпионате марок резко сузился. В последние годы - и вовсе до двух. С одной стороны, спортивное отделение Mercedes мечтало разнести в пух и прах своих конкурентов из Audi - и наоборот. С другой, учинять сопернику полный разгром тоже не имело смысла: в сердцах проигравшие могли покинуть чемпионат, подписав ему тем самым смертный приговор.
Поэтому «воюющие стороны» при всем желании одержать верх над противником соблюдают несколько неписаных правил. Одно из них - не сманивать друг у друга пилотов. Просмотрев списки участников за последние несколько лет, легко заметить: гонщики действительно приходили в чемпионат и покидали его - но перебежчиков из лагеря Mercedes в стан Audi не было ни одного.
Кроме того, невооруженным глазом видно, что обе супер-команды (на деле это скорее «группировки» по три команды в каждой) формируют свои составы по схожему принципу. Главные роли играют пилоты около тридцати лет от роду, которые давно выступают в DTM и для которых этот чемпионат стал пиком карьеры: к примеру, в Audi это Тимо Шайдер и Маттиас Экстрем, в Mercedes - Гэри Паффет и Джейми Грин.
Вторая категория - молодые гонщики, добившиеся успеха в младших формулах и решившие, что контракт с автопроизводителем на выступление в DTM лучше, чем попытки пробиться в Формулу 1 без какой-либо гарантии успеха. Такие могут наделать глупостей и быстро освободить место более вменяемым сверстникам - как это случилось с накрушившим немало машин французом Александром Према. Могут со временем выйти на первые роли. А если очень сильно повезет - то могут с помощью производителя сделать DTM кружным путем к Формуле 1: это получилось у чемпиона прошлого года, шотландца Пола ди Ресты.
Третий тип гонщика - звезда на закате карьеры: за титул не сражается, но привлекает внимание публики. Таких «пенсионеров» чаще привлекает Mercedes, чьи цвета в разные годы защищали или защищают Жан Алези, Мика Хаккинен, Дэвид Култард и Ральф Шумахер - но и у Audi в свое время был не очень удачный опыт с приглашением Хайнца-Харальда Френтцена. Наконец, в последние годы стало традицией иметь в составе своей «группировки» девушку.
Марка BMW ушла из DTM почти двадцать лет назад - поэтому ей неоткуда было взять «своих» гонщиков с приличным опытом выступлений в чемпионате. Волей-неволей баварцам пришлось переманивать чужих пилотов. Впрочем, еще вопрос, уместно ли тут слово «переманивать». Судите сами: BMW заключила контракты с двумя спортсменами из элиты DTM - Мартином Томчиком и Бруно Спенглером. Первый до последнего момента выступал за Audi, второй - за Mercedes. Оба могут похвастаться неплохими результатами, но лидерами своих «группировок» все-таки не являются. Томчик выиграл чемпионат в этом году - но многие считают, что причиной этой победы стало уникальное стечение обстоятельств. И главной ударной силой Audi в любом случае остались бы Шайдер и Экстрем. Спенглер несколько раз вел борьбу за титул, но ни разу так и не стал чемпионом, каждый раз проваливая концовку сезона - что вряд ли подняло его акции в глазах руководства Mercedes.
Одним словом, складывается впечатление, что Mercedes и Audi просто-напросто поделились с BMW, выделив будущим конкурентам по одному хорошему, но не самому лучшему пилоту. Баварцы ответили взаимностью. Теоретически ничто не мешало BMW перетянуть на свою сторону пару команд, до последнего момента использовавших технику Mercedes или Audi - вместе с опытными инженерами и механиками. Но баварский концерн пришел в DTM со своими командами и своим персоналом - что тоже неплохо, так как многие инженеры имеют опыт работы в закрытой несколько лет назад программе Формулы 1. А с королевскими гонками DTM роднят такие технические аспекты как продвинутая аэродинамика и высокоэффективные карбоновые тормоза…
К моменту заключения контрактов с Томчиком и Шпенглером две (из шести) вакансии в «группировке» BMW были уже заняты. Энди Приоль и Аугушто Фарфуш - своего рода баварская гвардия, несмотря на британское и бразильское гражданство соответственно. Они на протяжении нескольких лет выступают за BMW в разных турнирах - и сам факт направления этой пары на новый и такой важный фронт свидетельствует, что именно Приолю и Фарфушу руководство доверяет больше всего.
Не стоит считать их «звездами на пенсии»: вряд ли, конечно, Приолю удастся повторить легендарный хет-трик (в 2005-2007 годах он трижды подряд выиграл чемпионат мира WTCC) - но BMW рассчитывает, что DTM станет для двух упомянутых пилотов пиком карьеры. На что никогда не надеялся Mercedes, нанимая Култарда или Шумахера-младшего - очевидно, что никакие успехи в DTM не могли затмить победы шотландца и немца в гонках Формулы 1.
Томчик, Шпенглер, Приоль и Фарфуш - все из поколения тридцатилетних, с которыми у BMW наметился определенный перебор. Казалось, что одну или обе оставшихся вакансии логично заполнить молодыми спортсменами - и несколько талантливых пилотов из младших формул действительно приняли участие в тестах. Среди прочих за рулем BMW побывал даже Ромен Гросжан, находившийся в шаге от контракта с формульной командой «Лотус-Рено», откуда он «выпихнул» Виталия Петрова.
Но пятую вакансию в результате занял… еще один тридцатилетний - американец Джоуи Хэнд. Он является одним из заводских пилотов BMW в заокеанских гонках на выносливость, где показывает достойные результаты - но в силу своего гражданства (и как следствие - отсутствия гоночной практики на европейских трассах) не выглядел полноценным кандидатом на место в одной из команд DTM. Чем именно Хэнд покорил руководителей гоночного отделения BMW - пока остается загадкой: и репортажи с тестов, и пресс-релиз о контракте с американцем были наполнены типовыми, ни о чем не говорящими комплиментами.
Таким образом, к рождественским каникулам незанятой осталась одна-единственная вакансия. Ожидать появления за рулем BMW девушки не приходится: ни одна из представительниц слабого пола не участвовала в тестах - а «вслепую» контракты на выступления в DTM обычно не заключаются. Перспективную молодежь баварцы на тесты приглашали, и в немалом количестве: в разное время болид DTM обкатывали четыре гонщика в возрасте до двадцати пяти лет.
Но если баварская марка отвергла традиционный для чемпионата метод формирования составов - может быть, и заниматься трудоустройством подающих надежды гонщиков она не считает обязательным? Ведь кроме уже получивших контракты Приоля, Фарфуша и Хэнда у BMW остается как минимум три заводских гонщика, работающих на компанию не первый год и добившихся немалых успехов. Это 42-летний Йорг Мюллер, 36-летний Дирк Мюллер и 30-летний Дирк Вернер. Все они до последнего момента были задействованы в программе по гонкам на выносливость, которая после прихода марки в DTM будет постепенно свернута. Все уже имели возможность опробовать новый автомобиль на тестах. И наверняка в гоночном отделении BMW есть люди, считающие, что старый друг лучше новых двух и в дебютном сезоне взаимопонимание в команде важнее амбиций и чистой скорости. Так что, возвращаясь в чемпионат после двадцатилетнего перерыва, баварцы вполне могут и не взять с собой женщин и «детей»…