Вездеходы: когда не катит колесо

Даже и не называйте вездеходами те вседорожники, которые можно увидеть на дорогах общего пользования. Сегодня речь о настоящих «проходимцах», которым не нужны не только дороги, но даже направления. И когда колесо уже не катит, появляются экзотические конструкции.
Вездеход на базе «Роллс-Ройса» (куплен в голодный 1922 год!) возил предсовнаркома.

НАСЛЕДНИКИ КЕГРЕССА

Француз Адольф Кегресс придумал автомобиль на полугусеничном ходу в начале прошлого века. Трудно сказать, чего в нем больше – танка или авто, но хотя бы руль и передние колеса присутствуют. Интересно, что в металле свою идею Кегресс впервые воплотил не на родине, а в России, где до революции чудаковатые изобретатели легко могли найти понимание и сочувствие в самых высоких сферах. Например, переоборудованные Кегрессом «Мерседес» и «Руссо-Балт» возили не кого-нибудь, а императора Николая II. Малое удельное давление на грунт позволяло не увязать в грязи и преодолевать снежную целину – для этого к передним колесам пристегивались лыжи. Вездеходные лимузины получились тихоходными и не слишком маневренными, они сжигали огромное количество бензина на сотню преодоленных километров.

Заметим, что на некоторых полугусеничных вездеходах радиус поворота можно уменьшить, подтормаживая одну из гусениц. Стихия подобных авто – распутица, пески и снежная целина. Так их и использовали (причем довольно широко) в годы Второй мировой войны. В послевоенное время многие из сохранившихся полугусеничных машин были проданы гражданским пользователям и переоборудованы для мирных нужд – например, для строительства трубопроводов. Еще одно применение такие машины нашли в сельском хозяйстве, поскольку могли работать, скажем, на залитых водой рисовых полях.

Один из полугусеничных транспортеров вермахта Sd.Kfz.8 застыл на вечном приколе в музее.

Пожалуй, сегодня только на сельхозмашинах и можно увидеть движитель Кегресса в действии. Да еще во время слетов ветеранов войны. Как ни удивительно, полугусеничные машины Второй мировой все еще на ходу!

ПО ПРИНЦИПУ МЯСОРУБКИ

Еще один экзотический движитель напоминает шнек мясорубки. Машины так и называются – шнекоходы. Идея настолько проста, что пришла в голову Якобу Морату еще в 1868 году. Главные правила: шнеков должно быть четное количество (минимум два), а вращаться они должны в разные стороны, иначе машина пойдет не вперед, а вбок. Огромное преимущество такого движителя – плавучесть. Полый цилиндр с приваренной спиралью не тонет в воде, а значит, преград для шнекохода нет. Вот только не повезет дороге: шнекоход воздействует на поверхность, по которой движется, подобно мясорубке.

Чтобы повернуть, руль не крутят – тормозят фрикционы, как на танке, изменяя скорости вращения правого и левого шнеков. Правда, развернуться на месте шнекоход не может. Но ему это и не нужно: выбрал направление по компасу – и только вперед!

Вот таким представлял себе шнекоходный плуг изобретатель Якоб Морат.

Шнекоходы куда экзотичнее полугусеничных автомобилей, случаи их практического применения можно по пальцам перечесть. Немцы испытывали такой вездеход весной 1944 года, но к зимней кампании сорок пятого не успели, а дальше все потеряло смысл. Больше повезло «Крайслеру» во время вьетнамской войны: был успешно испытан «Марш Скру Эмфибиен» (Marsh Screw Amphibian – болотный шнекоход-амфибия), концерн успел даже построить в 1969 году для флота США серию довольно крупных машин RUC (Riverine Utility Craft). Два алюминиевых шнека диаметром 990 мм позволяли развить 15,7 узлов на воде и 46 км/ч на суше.

В СССР такими вездеходами активно занимались ученые Горьковского политехнического института, а с 1980 по 1991 год было выпущено 20 поисково-спасательных комплексов «Синяя птица», в состав которых входил небольшой шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061 конструкции ОКБ В.А. Грачева. К месту применения его доставляли на многоосном вездеходе. Сам же шнекоход мог развивать до 65 км/ч на суше, 45 км/ч на снегу, 20 км/ч в болоте и до 16 км/ч на воде. Для этого двухтонной машине было достаточно двух 70-сильных двигателей ВАЗ. И до сих пор это, пожалуй, рекордные показатели. Во всяком случае, построенному в 60-е годы прошлого века голландскому шнекоходу-амфибии «Амфирол» (Amphirol) удавались лишь 12 км/ч на суше и 10 км/ч на воде.

Подпишитесь на «За рулем» в