Вездеходы: когда не катит колесо
НАСЛЕДНИКИ КЕГРЕССА
Француз Адольф Кегресс придумал автомобиль на полугусеничном ходу в начале прошлого века. Трудно сказать, чего в нем больше – танка или авто, но хотя бы руль и передние колеса присутствуют. Интересно, что в металле свою идею Кегресс впервые воплотил не на родине, а в России, где до революции чудаковатые изобретатели легко могли найти понимание и сочувствие в самых высоких сферах. Например, переоборудованные Кегрессом «Мерседес» и «Руссо-Балт» возили не кого-нибудь, а императора Николая II. Малое удельное давление на грунт позволяло не увязать в грязи и преодолевать снежную целину – для этого к передним колесам пристегивались лыжи. Вездеходные лимузины получились тихоходными и не слишком маневренными, они сжигали огромное количество бензина на сотню преодоленных километров.
Заметим, что на некоторых полугусеничных вездеходах радиус поворота можно уменьшить, подтормаживая одну из гусениц. Стихия подобных авто – распутица, пески и снежная целина. Так их и использовали (причем довольно широко) в годы Второй мировой войны. В послевоенное время многие из сохранившихся полугусеничных машин были проданы гражданским пользователям и переоборудованы для мирных нужд – например, для строительства трубопроводов. Еще одно применение такие машины нашли в сельском хозяйстве, поскольку могли работать, скажем, на залитых водой рисовых полях.
Пожалуй, сегодня только на сельхозмашинах и можно увидеть движитель Кегресса в действии. Да еще во время слетов ветеранов войны. Как ни удивительно, полугусеничные машины Второй мировой все еще на ходу!
ПО ПРИНЦИПУ МЯСОРУБКИ
Еще один экзотический движитель напоминает шнек мясорубки. Машины так и называются – шнекоходы. Идея настолько проста, что пришла в голову Якобу Морату еще в 1868 году. Главные правила: шнеков должно быть четное количество (минимум два), а вращаться они должны в разные стороны, иначе машина пойдет не вперед, а вбок. Огромное преимущество такого движителя – плавучесть. Полый цилиндр с приваренной спиралью не тонет в воде, а значит, преград для шнекохода нет. Вот только не повезет дороге: шнекоход воздействует на поверхность, по которой движется, подобно мясорубке.
Чтобы повернуть, руль не крутят – тормозят фрикционы, как на танке, изменяя скорости вращения правого и левого шнеков. Правда, развернуться на месте шнекоход не может. Но ему это и не нужно: выбрал направление по компасу – и только вперед!
Шнекоходы куда экзотичнее полугусеничных автомобилей, случаи их практического применения можно по пальцам перечесть. Немцы испытывали такой вездеход весной 1944 года, но к зимней кампании сорок пятого не успели, а дальше все потеряло смысл. Больше повезло «Крайслеру» во время вьетнамской войны: был успешно испытан «Марш Скру Эмфибиен» (Marsh Screw Amphibian – болотный шнекоход-амфибия), концерн успел даже построить в 1969 году для флота США серию довольно крупных машин RUC (Riverine Utility Craft). Два алюминиевых шнека диаметром 990 мм позволяли развить 15,7 узлов на воде и 46 км/ч на суше.
В СССР такими вездеходами активно занимались ученые Горьковского политехнического института, а с 1980 по 1991 год было выпущено 20 поисково-спасательных комплексов «Синяя птица», в состав которых входил небольшой шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061 конструкции ОКБ В.А. Грачева. К месту применения его доставляли на многоосном вездеходе. Сам же шнекоход мог развивать до 65 км/ч на суше, 45 км/ч на снегу, 20 км/ч в болоте и до 16 км/ч на воде. Для этого двухтонной машине было достаточно двух 70-сильных двигателей ВАЗ. И до сих пор это, пожалуй, рекордные показатели. Во всяком случае, построенному в 60-е годы прошлого века голландскому шнекоходу-амфибии «Амфирол» (Amphirol) удавались лишь 12 км/ч на суше и 10 км/ч на воде.