На поезде дешевле
Минтранс озвучил предварительную стоимость проезда по строящейся трассе Москва – Санкт-Петербург. Цена за километр на всем протяжении магистрали будет неодинакова. Если на отрезках, строительством которых занимается государственная компания «Автодор», стоимость проезда не станет превышать полутора рублей за километр, то на участках, где работы финансируются частными инвесторами, она будет почти в пять раз выше – 6 рублей 38 копеек. И это только для легковых автомобилей. Водителям грузовиков и автобусов массой до 8 тонн придется выложить за каждый километр пути вдвое больше – 12 рублей 75 копеек, а для более тяжеловесных фур проезд и вовсе будет стоить больше 20 рублей.
С привлечением частных инвесторов строятся всего три отрезка трассы, но именно они и являются самыми важными. Это участки на подъезде к Москве с 15-го по 58-й километр и с 58-го по 149-й, а также участок при въезде в Санкт-Петербург с 646-го до 684-го километра. Работы на подмосковной части магистрали уже идут полным ходом, петербургский отрезок начнут строить в следующем году, а вот о сроках строительства остальных участков пока ничего не говорится, известно только, что полностью трассу планируется сдать в 2019-м.
В «Автодоре» говорят, что время в пути от Москвы до Петербурга по сравнению с бесплатной альтернативой сократится в полтора раза. Однако, исходя из опубликованных Минтрансом данных, можно подсчитать, что дорога от города до города обойдется водителям примерно в 1800 рублей. К этой цифре придется также приплюсовать стоимость бензина, а это еще как минимум 1000 рублей. Выходит, что доехать на поезде будет гораздо дешевле – средняя стоимость билета в плацкартный вагон поезда «Москва – Санкт-Петербург» составляет около тысячи рублей, а в купе – около 2500.
Цена эта кажется завышенной. Выходит, что если платные трассы станут и дальше строиться на деньги частных инвесторов, то стоимость проезда по ним будет гораздо выше, чем в Европе и США. Дороже проезд обойдется только в Японии, но там эта ситуация оправдывается дефицитом земельных ресурсов.
Судя по опросам, россияне не очень-то хотят ездить по платным дорогам. Многие ли согласятся платить за проезд более шести рублей за километр? Разве что при отсутствии бесплатной альтернативы.
На мой взгляд...
– Нежелание россиян платить за дороги заметно на примере первого в стране платного участка на трассе «Дон». После его запуска поток автомобилей, особенно грузовых, по его бесплатной альтернативе, проходящей через город Задонск, увеличился почти втрое. Через исторический центр города в сутки стало проходить по восемь тысяч автомобилей, что привело к большим пробкам и быстрому разрушению дороги. Средства, потраченные на строительство трассы Москва – Петербург, инвесторам даже при таких ценах удастся отбить очень не скоро, а вот желание пользоваться дорогой у водителей они отобьют точно. А поскольку более 20% автомобилистов и без того заявляют, что никогда не стали бы платить за езду по дорогам, и только 2% готовы заплатить более 3 рублей за км, то тут и отбивать нечего.
Сергей Настин, редактор