Jeep Wrangler Rubiсon: конец цифровых дорог
Мы съехали с асфальта в десять утра. Спустя пару миль сотовая связь пропала, мелкий гравий запестрел камнями с кулак, затем с голову, а потом начался автомобильный ад. «Nice and slow», – гид приказывает мне и «Рэнглеру» ползти. Повинуемся. Как бы я ни деликатничал, «Джип» сотрясается от ударов рамы о камни. Очередная глыба по курсу. Главное – точно наехать на нее одной стороной, не соскользнуть и не напороться днищем… Если бы не ребята в желтых майках, помогающие преодолевать самые тяжелые участки тропы, я уже давно выпрыгнул бы из-за руля и убежал куда глаза глядят. Потому что проехать по этой «дороге» невозможно – паника охватывала меня не раз и не два. Да что там, даже выйти из машины ради красивого кадра удавалось не везде – того и гляди ноги переломаешь. А уж коли вышел, оглядись: на теплых камнях любят греться гадюки.
Сунуться на трассу смеют лишь лифтованные экземпляры с огромными ходами подвесок и большим клиренсом, на здоровенных шинах. На «Джипе-Рэнглер Рубикон» есть всё: углы въезда и съезда в 35 и 28° соответственно, отключаемый стабилизатор поперечной устойчивости, допускающий огромные углы скрещивания осей. «Рэнглер» отлично подходит для «каменной войны» и благодаря расставленным по углам колесам, «втянутым» выпускной системе и бензобаку, коротким свесам.
Естественно, далеко не уедешь без правильной трансмиссии. На «Джип» ставят двухступенчатую раздатку Rock-Trac NV241 с передаточным отношением понижающей ступени 4,0. Передний и задний дифференциалы Tru-Lok блокируемые, с электроприводом, срабатывающим весьма быстро – неоценимое качество в условиях, когда требуется оперативно поиграть моментом.
Трасса Рубикон проходит к западу от озера Тахо; ее длина всего-то 22 мили, однако перепад высот здесь от 646 до 2134 м. На то, чтобы добраться до лагеря и пройти две трети тропы, нам потребовалось восемь с лишним часов. Почти все это время колонну конвоировал вертолет. Его пилот мастерски совершил посадку на небольшую площадку среди сосен и скал в пойме Рубикона. Речка, как и ее итальянская однофамилица, небольшая и тихая.
Американская река обязана своим именем итальянским иммигрантам, которым здешние места чем-то напомнили историческую родину. Рубикон, протекающий по Апеннинскому полуострову, знаменит еще более. В 49 году до н. э. к нему подошло войско Юлия Цезаря – тогда еще не императора, а лишь проконсула. Река служила границей между Италией и римской провинцией Цизальпийская Галлия. Цезарь колебался, стоит ли форсировать Рубикон, опасаясь поражения своего 2,5-тысячного войска. Но в итоге решился и одержал победу, развязав гражданскую войну и став после ее окончания императором. Отсюда и пошло выражение «перейти Рубикон» – принять рискованное, бесповоротное решение.
В общем-то, спустившись к лагерю, мы тоже рисковали. Ведь, чтобы выбраться отсюда, придется проделать тот же путь, но уже в гору, а это едва ли проще. Но это завтра, а пока, обессиленный, я буквально вывалился из-за руля. Часы показывали шесть вечера. Солнце моментально закатилось за горные хребты, температура упала с дневных 25 до 5 °C. Экспедиция из полусотни человек грелась у «пионерского» костра, такого же огромного, как и всё вокруг, наслаждаясь чистейшим воздухом и потрясающим звездным небом.
Наутро лагерь разбудил горн, вертолет подхватил огромный куль с мусором от пикника (за выброшенный из окна окурок здесь штрафуют минимум на 1000 долларов), и колонна двинулась в обратный путь. За руль сел коллега, о чем я немедленно пожалел. Водителю-то удобно держаться за баранку, а пассажира подбрасывает на каждой кочке и мотает из стороны в сторону! К счастью, до финиша доехали все экипажи. Но в какое состояние пришли автомобили! Все помяли бамперы, кто-то сорвал пластик с крыльев, другие подрали двери. «Но вы сделали это – прошли Рубикон!» – улыбаются маршалы.
Наконец, выбрались на асфальт. «Джип» не ехал – он плыл по неестественно гладкому «цифровому» шоссе. И тогда слова «цифровых дорог нет», которые вывел навигатор, пока мы были на Рубиконе, обрели для меня новый и уж точно незабываемый смысл.
МНОГО ЛЕТ ТОМУ НАЗАД
…тропа Рубикон соединяла долину Сакраменто и озеро Тахо, по ней ходили аборигены еще до открытия Америки. В 1840-е годы маршрут стали использовать европейские иммигранты. К 1890му тропу превратили во вполне пригодную для передвижения дорогу, по которой туристы пробирались на конных повозках к отелю и курорту c минеральными источниками. Первый автомобиль проехал по Рубикону в 1908 году; за рулем восседала женщина, о чем написали местные газеты. Отель закрыли в 1920-х, и дорога постепенно пришла в упадок, чтобы возродиться в новом качестве. Начиная с 1950-х годов Рубикон утюжат фанаты полноприводных авто. Официально «Джип» прописался здесь в 1953-м, когда 155 друзей на машинах этой марки впервые проехали по Рубикону, положив начало популярным ныне слетам Jeep Jamboree. Каждый год тропа меняется под воздействием эрозии и в большей степени – колес. Тем не менее многие места прекрасно узнаваемы на фото начала ХХ века благодаря массивным и неизменным каменным формациям.
ГОРЕЦ
Поводом для увлекательного путешествия в Калифорнию стало обновление «Джипа-Рэнглер». Главные новости под капотом – прежний 3,8-литровый V6 отправлен в отставку и заменен мотором объемом 3,6 л. Pentastar более чем на 40 кг легче предшественника с чугунным блоком цилиндров, развивает мощность 209 кВт/284 л.с. (+ 43%) и крутящий момент 347 Н·м (+ 10%), при этом экономичнее. Кроме того, на машины отныне устанавливают 5-ступенчатый автомат вместо 4‑скоростного. И двигатель, и трансмиссия перекочевали на «Рэнглер» с «Гранд Чероки». В машине радикально изменили интерьер, а в списке оборудования появились климат-контроль, обогреваемые сиденья и наружные зеркала заднего вида, а также многофункциональное рулевое колесо и разъем USB.