Hej Volvo!
Понятно, почему Гетеборг. Тут, на юго-западе Швеции, находится штаб-квартира Volvo Cars. Погода в Гетеборге на Рождество совсем не зимняя: вместо снега дождь, вместо минуса – плюс. Но расстраиваться вольвовцам причин особых нет. После перехода компании под контроль китайского холдинга Geely Volvo увеличил производство, вернул часть уволенных из-за кризиса рабочих и даже стал прибыльным. Люди из Volvo говорят, что китайские хозяева в управление не вмешиваются. А то, что будут строить завод в Китае, так это для тамошнего рынка. Еще одно китайское производство - завод двигателей - поможет шведской компании выпускать к 2020 году не 440 тысяч автомобилей, как сейчас, а целых 800 тысяч.
В самых ближайших планах Volvo – запуск первого для компании дизельно-электрического гибрида V60 Plug-in Hybrid и премьера компактного хетчбека/универсала V40, который предъявят миру на мартовском автосалоне в Женеве. Кстати, первые наброски этого сделанного на общей с С30 платформе компакта я увидел пару лет назад, здесь же в дождливом зимнем Гетеборге. Для российской публики у шведов тоже приготовлен сюрприз – в марте в рамках Volvo Fashion Week в Москве покажут дизайнерский концепт.
Нас тоже ждал сюрприз – настоящий краш-тест универсала Volvo XC70. Мероприятие успокоительное: ведь на XC70 мы двинемся из Гетеборга на восток по направлению к Стокгольму. Теперь мы точно знаем, что на XC70 в случае чего можно положиться. Подробно на том, как Volvo печется о нашей с вами безопасности, говорить не буду. Коллеги из журнала «За Рулем» уже подробно все описали. Напомню лишь, что во многом благодаря усилиям шведов нынешние автомобили в 5 раз безопаснее тех, что ездили по улицам в 70-х годах. А к упомянутому уже 2020 году Volvo поставила цель: довести до нуля смертность в автомобилях шведской марки.
Из штаб-квартиры переезжаем в музей Volvo, расположенный на окраине Гетеборга. Volvo Cars и производитель грузовиков и автобусов Volvo Trucks живут врозь уже довольно давно – с конца 80-х, но музей у них по-прежнему общий. Так что здесь можно увидеть…
…и самую первую легковушку Volvo…
….и самый первый пожарный автомобиль…
…и самый первый автобус...
И множество любопытных концепт-каров, в том числе «женский» Your Concept Car. Как и в случае с ремнями безопасноcти, и катализатором, в области равноправия полов Volvo также оказался в авангарде. Сегодня активное участие женщин в разработке автомобилей уже никого не удивляет. Достаточно вспомнить последнее поколение BMW Z4. Для меня же откровением стало, что шведские автомобили даже во времена левостороннего движения (до конца 60-х годов) в Швеции выпускали автомобили с привычным нам левым рулем. Связано это было с тем, что много автомобилей шло на экспорт.
Швеция вообще женская страна. Половина в парламенте – женщины. Правда, шведская семья, похоже, существует только в России. Так же, как шведский стол и шведская стенка. Очень много взрослых людей здесь живет поодиночке. А если и в браке, то в неофициальном, который здесь называют смешным словом «самбо». Кстати, если люди расходятся, но не хотят разводиться, для такого у шведов тоже есть свой термин - «сербо». Ну а если взрослые сын или дочка продолжают жить с родителями, то это и вовсе «мамбо».
Ну и традиционная история о том, что шведы из персонажей Астрид Линдгрен предпочитают Пеппи Длинныйчулок, а не нашего кумира Карлсона. Раздолбайство у шведов не в почете, хотя оплачиваемый отпуск в стране – это нереальные 6 недель. Дизайнер Volvo мексиканец Хосе Диас де ла Вега первые годы после переезда в Швеции даже чувствовал себя виноватым: как можно так долго отдыхать? Не переживайте, Хосе, отправляйтесь в Японию. Там вам не дадут расслабляться по полтора месяца.
Кстати, господин де ла Вега напомнил нам, что сегодня Volvo делает ставку не только на безопасность и экологичность, как в былые времена, а еще и делает премиальные автомобили. Что в стране победившего скандинавского социализма дело нелегкое. Впрочем, скандинавская роскошь – это не бриллианты на центральной консоли и не кузов, покрытый сусальным золотом. Роскошь по-шведски должна быть такой же функциональной, инновационной и удобной в использовании, как скандинавский дизайн. И естественно, скромной.
Наконец, ознакомившись и с прошлым, и с настоящим Volvo Cars, мы садимся в автомобили, чтобы ехать в Стокгольм. Все машины самой популярной в России XC-серии – XC60, XC70 и XC90. Хотя дороги в Швеции хорошие, полный привод никогда не помешает.
XC90 – модель заслуженная. С 2012-го модельного года все «девяностые» получили светодиодные дневные ходовые огни и стоп-сигналы, окрашенные в цвет кузова молдинги и бамперы. А еще диски нового дизайна. В салоне – новый спортивный руль, другая подсветка приборов и отделка салона алюминием. В технической части изменений нет. Это и понятно: ведь уже в 2014 году появится новая модель.
У XC60 и XC70 наоборот: внешних изменений нет, зато есть незаметные на первый взгляд. Дизельный D5 на XC60 стал на 10 сил мощнее и развивает теперь мощность 215 л.с. и 440 Нм крутящего момента. При этом расход солярки должен снизиться до 6,8 л на 100 км в смешанном цикле. У XC70 появилась информационная система Volvo Sensus, позволяющая управлять всеми системами, включая City Safety, кнопками на рулевом колесе. Еще одна новость: XC70 с базовым дизелем D3 (163 л.с.) теперь доступен и версии с полным приводом.
Отъезжаем из музея затемно на «семидесятках», чтобы к вечеру добраться до небольшого городка Вадстена на берегу озера Веттерн и поселиться там в самом настоящем монастыре. Конечно, жили мы не в кельях, а ночные горшки в номерах были чисто декоративной деталью. На ужин из средневековых блюд нас убедительно просят облачиться в монашеские рясы.
Но монахов в Швеции нет уже давно, с тех пор как король Густав Васа в XVI веке ввел в стране Реформацию. Король Густав I частенько гостил в Вадстенском замке, хотя сам жил в Стокгольме. Сегодня королевская власть в Швеции чисто номинальная, но отношение к нынешним и прежним монархам самое уважительное. Наверное, еще и потому, что современные короли живут так же скромно, как и обычные шведы.
Скромно не значит скучно. По дороге из Вадстены в Стокгольм мы заглянули в Центр визуализации в городе Норчеппинг. Если коротко: это попытка сделать любую информацию наглядной. В куполообразном зале показывают кино про устройство мира, а на экранах «разрезают» тело, чтобы выяснить, отчего погиб человек при ДТП. Способ, который пригодится и Volvo при исследовании статистики по авариям со смертельным исходом.
Нам, к счастью, не пришлось испытать безопасность автомобилей Volvo в деле – и после чудесной визуализации в Норчеппинге мы благополучно добрались до рождественского Стокгольма. Сувенирные базарчики, зимний глёг (напиток типа глинтвейна) и чудесная архитектура. Много говорить про Стокгольм нет смысла – сюда надо ехать. Чтобы осмотреть все достопримечательности и посетить все 70 с лишним музеев на 14 островах, одного-двух дней явно недостаточно.