Поршень или турбина?
Поршневой двигатель внутреннего сгорания на светильном газе был создан в 1860 году французским механиком Ленуаром. С той поры усилиями многих сотен конструкторов, инженеров и ученых этот двигатель непрерывно совершенствовался. Но суть его осталась прежней — поршень и кривошипно-шатунный механизм.
Едва ли не единственной альтернативой поршневому двигателю видится только газовая турбина. Об этом говорит тот факт, что во многих странах ведутся работы по созданию газотурбинного автомобиля. В активе газотурбинного двигателя такие преимущества, как неприхотливость в топливе, легкость запуска, дешевизна производства. Лишь низкая экономичность не позволяла ему до сих пор стать конкурентом автомобильного поршневого двигателя. Сможет ли поршневой двигатель теперь, когда экономичность газотурбинных двигателей значительно повышена и продолжает расти, противостоять газовой турбине?
Последние данные свидетельствуют. что возможности поршневого двигателя далеко не исчерпаны. Два года назад японскому профессору Мията с помощью ввернутого в головку цилиндра электрода, на который подавалось переменное напряжение до 10 тысяч вольт, удалось увеличить мощность двухтактного двигателя более чем в 1,5 раза. Столь значительный прирост мощности будет понятен, если рассмотреть физику этого явления.
Не менее фантастичен результат, полученный в Праге. Там в одном из научно-исследовательских институтов недавно разработана новая методика расчета насосных и выхлопных каналов, а также камер сгорания поршневого двигателя. У сконструированного на основе этой методики опытного образца двигателя для мотороллера мощность возросла с 7.5 до 10,5 л. с, то есть на 40 процентов, а расход горючего и шум уменьшились.
Более подробно об этих разработках можно прочесть здесь: ссылка.