Матрица: прорыв в реальность
Пара минут езды от мюнхенского аэропорта на микроавтобусе – и мы в учебном центре «Ауди». Нет, и снаружи это двухэтажное здание ничем не примечательно, и внутри совершенно не похоже на то место, где яйцеголовые технические гении творят автомобильное будущее. Ничто здесь не напоминает исследовательскую лабораторию – ни тебе специального оборудования, ни испытательных стендов, только конференц-залы и комнаты для семинаров.
Что ж, идеи действительно рождаются не в недрах сверхмощных компьютеров, а прежде всего в головах. Организовать же ознакомительную экскурсию внутри черепов Майкла Дика, отвечающего в правлении «Четырех колец» за техническое развитие, или шеф-дизайнера марки Штефана Зилафа вряд ли реально. Даже когда теории начинают трансформироваться во что-то более материальное, их повсюду охраняют как зеницу ока – попробуйте, к примеру, проникнуть в исследовательский центр ведущей команды Формулы-1 и заглянуть в компьютер с результатами аэродинамических расчетов… Поэтому скромное здание на отшибе баварской столицы подошло для роли колыбели технологий будущего не меньше, чем штаб-квартира в Ингольштадте.
Несмотря на то что свой экскурс по дебрям новых идей в области освещения будущего руководитель отдела внешнего дизайна Карл Мюллер начал с обычных автомобильных ламп, в демонстрационном зале ксенон выглядел сущим анахронизмом. Ведь ныне инженеры «Ауди» проводят эксперименты со светодиодными приборами, способными обеспечить по-настоящему адаптивный свет. К несомненным плюсам светодиодов относится то, что их дневной свет гораздо менее утомителен для глаз по сравнению с прочими источниками. Кроме того, они не требуют обслуживания и рассчитаны на весь срок эксплуатации автомобиля.
«Матричный луч, – с присущим случаю пафосом провозгласил герр Мюллер, – вот наше будущее!» Луч света, который рождается из множества раздельных источников – небольшие светодиоды с помощью линз или отражателей дают отличное освещение в любой ситуации, не нуждаясь в поворотных механизмах. При необходимости они просто включаются и выключаются. Данные для управления матричным лучом поступают от камер, системы навигации и датчиков. Как только камера обнаруживает свет фар встречной машины, то светодиоды, обслуживающие определенный сектор дороги, тотчас же гаснут и автомобиль оказывается в неосвещенной зоне.
Один из инженеров наглядно продемонстрировал преимущества светодиодов. Он подошел к стене, которая была ярко освещена концепт-фарой, стоявшей на тумбе в противоположном конце зала. Экспериментатор повернул в сторону фары горящий фонарик, имитировавший свет от встречного автомобиля. За его спиной моментально образовалась тень, вертикальным столбом разделившая световой пучок. Затем он двинулся вдоль стены, и темная зона послушно последовала за ним.
Пытливый немецкий ум добрался и до противотуманного фонаря. Почему бы не задействовать в его конструкции лазер? Треугольник, который образуется лазерными лучами, направленными под углом к дороге, прекрасно различим в тумане. Кроме того, его основание образует на асфальте четкую красную стоп-линию в 30 метрах от заднего бампера. «В условиях ограниченной видимости – это прекрасный сигнал для нагоняющего вас водителя, побуждающий сбавить пыл и притормозить», – хвастался Мюллер. Заинтересовавшиеся лазерным девайсом журналисты обступили докладчика. Я заметил, что его коллега, стоявший поодаль, что-то лихорадочно записывает. Похоже, какой-то вопрос от прессы натолкнул инженера на путь к решению сложной проблемы.
На закуску нам предложили совершенно фантастическое зрелище – органические светодиоды в действии. В исходном состоянии они представляют собой нечто вроде пасты и наносятся на кузов автомобиля чрезвычайно тонким слоем – всего в несколько тысячных миллиметра. Под воздействием электрических импульсов светодиоды начинают ярко светиться, превращая всю поверхность машины в своего рода информационный дисплей: например, он может указывать приближающемуся хозяину расположение дверных ручек или отмечать направление поворота переливами задних фонарей. Опять загомонила пишущая братия, и вновь в полутьме зала безымянный немецкий специалист схватился за свой компьютер.
Вообще-то, кроме подобных ослепительных исследований специалисты «Ауди» заняты усовершенствованием более приземленных и хорошо знакомых нам систем. Я управлял автомобилем, который одновременно находился под круиз-контролем и воздействием помощника удержания на полосе. Машина тормозила перед внезапно выскакивающим на проезжую часть пешеходом, заглядывала за угол и предупреждала о том, что по поперечной дороге движется какое-то транспортное средство, сама маневрировала с прицепом, заезжая на парковку задним ходом. «Ауди» самостоятельно заруливала в гараж и выбиралась обратно на улицу – это с пустым-то водительским креслом, повинуясь лишь нажатию кнопки на ключе! Она демонстрировала, как работает система автоматического полного торможения на скорости свыше 65 км/ч, оценивающая возможные варианты маневра и мгновенно принимающая решение.
И хотя не все технические трудности разрешены, опытные образцы работают превосходно. Видно, уже на моем веку дороги заполнят автомобили, самостоятельно ориентирующиеся в дорожной ситуации и сверкающие всеми своими частями не только в переносном, но и в прямом смысле.