Щадящий режим

ЩАДЯЩИЙ РЕЖИМ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЖЕНСКИЙ КЛУБ

ЩАДЯЩИЙ РЕЖИМ

УЧИМСЯ БЕРЕЧЬ МАШИНУ

ТЕКСТ/ ЭРНЕСТ ЦЫГАНКОВ, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ АВТОМОТОСПОРТА РГАФК, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР РОССИИ

Дороги наши славятся колдобинами, на которых техника часто превращается в утиль, а водители - в инвалидов. И если отказаться от автомобиля для вас невыносимо, то придется освоить приемы "автомобильного слалома": с ними моральные и материальные потери можно свести к минимуму.

Первым делом усвоим золотое правило: по разбитой дороге - ехать медленно, при минимальной тяге, чтобы машина мягко переваливала бугры и ямы. Если требуется, включите низшую передачу, особенно если у вас не джип с громадными колесами, а "Ока" с ее нежными колесиками-"роликами".

Ну а если прозевали препятствие и скорость великовата - надо все-таки сберечь себя и машину. Покажите мастерство! Запомните: если уж резко, "в пол", тормозить - то до ямы, а не в ней. Иначе инерция машины сожмет пружины передней подвески - и "нос" грубо клюнет в яму (рис. 1). Такой удар может покалечить не только подвеску, но и кузов, радиатор, поддон двигателя. Значит, очень важно правильно оценить тормозные возможности машины.

Если скорость перед ямой все-таки не погашена, выручит другой прием: быстро перенести ногу с педали тормоза на газ, чтобы инерция кузова - теперь уже разгоняемого - разгрузила пружины передней подвески. А так как они сжаты предыдущим торможением, то охотно "выстрелят" нос машины кверху - небольшую яму передок буквально перепрыгнет (рис. 2). Но в следующий миг нужно спасать от сильного удара задние колеса и их подвеску! Поэтому за ямой вновь резко тормозим, чтобы инерция кузова разгрузила задние пружины (рис. 3). (Но, конечно, не до полной остановки!)

Кстати, на тяжелой, но не слишком мощной машине (например, "Волге", "Жигулях") подобная игра тормозами даже важнее, чем двигателем.

Достается подвеске и на поворотах. Здесь инерция кузова нагружает внешние относительно центра поворота колеса (рис. 4). Поэтому для них удар в выбоину, камень и т. п. особенно опасен. Яма на прямой - полбеды, яма на повороте легко может опрокинуть машину. И если уж "падать" в нее, то безопаснее внутренними колесами. Они разгружены, удар будет слабее. Конечно, это удается не всегда - колдобины на дорогах бывают разные... Например, на бугор часто выгоднее наехать наружными колесами. А потому неплохо освоить еще один слаломный прием.

Видя, что одно из передних колес вот-вот наскочит на препятствие, перед ним прибавьте газ и... (казалось бы, вопреки логике!) энергично поверните руль навстречу опасности. Приподняв передок, кузов "завалится" на колеса, идущие по ровному покрытию, а противоположные пройдут через препятствие с минимальной нагрузкой. Попробуйте этот прием на какой-нибудь тихой улице, например, положив на дорогу обрезок доски миллиметров 20 толщиной, и убедитесь в его эффективности.

Теперь вы можете грамотно одолеть и "лежачего полицейского" - здесь, как правило, требуется глубокий "клевок" машины перед самым бугром с мгновенным переходом к резкому разгону, после чего автомобиль легко "перелетает" препятствие.

Конечно, разнообразием "сюрпризов" наши дороги удивят кого угодно. Скажем, проезжую часть пересекает канава, трамвайные рельсы и т. п. Преодолевать их лучше всего не перпендикулярно, а, как говорят спортсмены, "крестя" под острым углом - это ослабит удары по кузову, хотя машина и будет переваливаться с боку на бок. Серию таких канав тоже приходится "крестить". Но учтите: эти маневры не всегда согласуются с Правилами движения и редко вызывают одобрение автоинспекторов! Главное же (напомним начало нашей беседы) - увлеченно управляя машиной, не терять хладнокровия, чувства меры. Рядом - другие водители, и тоже - не всегда мастера!

Торможение не должно

заканчиваться в яме!

Ри - сила инерции;

ЦМ - центр массы.

Правильный "полет"

через яму

передних колес.

Ослабим удар

задних колес!

Препятствие на повороте особенно опасно.

Подпишитесь на «За рулем» в