Здоровье не купишь?
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ
ЗДОРОВЬЕ
НЕ КУПИШЬ?
КОМУ НУЖНА
МЕДИЦИНСКАЯ СПРАВКА
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ
Авария! Тяжело груженная "Газель" врезалась в стоящую у обочины легковушку - у водителя начался приступ эпилепсии.
Даже слабое недомогание водителя может быть чревато серьезными последствиями при управлении машиной, а при таком-то заболевании жди беды. Для того и придумали медкомиссию, чтобы допускать к управлению только здоровых людей.
Справку можно получить и по месту жительства - надо только прийти в районную поликлинику и долго обходить всех врачей. Как показывает практика, за один день управиться невозможно: прием страждущих проходит в разные дни недели. Другое дело - платная медкомиссия. Пятнадцать-двадцать минут - и необходимая бумажка в руках.
ГИППОКРАТ ОТДЫХАЕТ
Пройти комиссию, скажем прямо, необременительно. Было бы 250-300 руб., да еще 80 руб. за справку из психоневрологического диспансера. Причем, как показал телефонный опрос московских комиссий, последняя вовсе не обязательна. Многие соглашались дать "добро" на управление автомобилем и не посоветовавшись с диспансером. Другим было достаточно предъявить военный билет. Главное - оплатить работу врачей. Суровая медкомиссия проверит зрение, даст посмотреть книжку с картинками и легонько ударит молоточком по коленке. Все - проверку прошел! Врачи убедились (или нет?), что человек - не алкоголик, не наркоман, что-то видит и слышит, да к тому же умудряется связно говорить и не падать в обморок при виде медицинских работников. Медицинскую карту обследуемого никто не смотрит. Да и взглянуть на нее, собственно, возможности нет. Она хранится в поликлинике по месту жительства, а проходить комиссию можно в любом районе...
Даже самое простое дело можно еще больше упростить. Во многих автошколах с учащихся вообще не требуют мед-
справки. Ее к экзамену готова предоставить сама школа. Просто обучение будет стоит чуть дороже. Что же вы хотите - рыночные отношения. Кто платит, тот и заказывает музыку. Если же произойдет авария по причине недомогания водителя, то врач под присягой будет утверждать, что на момент проверки тот был абсолютно здоров. Доказать обратное практически невозможно.
"ПРАВ" НЕТ, НО СПРАВКУ ПОКАЖИ
Итак, "права" у вас уже есть. Теперь медицинское обследование можно не проходить совершенно законным способом - справку потребуют только при прохождении технического осмотра. Нет ее - достаточно выписать доверенность другу. Порой возникают курьезные ситуации. Однажды новенькая иномарка не смогла пройти технический осмотр: владелец ее вообще не имел водительского удостоверения и приехал с водителем, на которого не была выписана доверенность. Инспектор действовал по букве закона и потребовал у владельца медицинскую справку. А зачем она человеку, который и не собирается водить машину? Тут же, на подоконнике он выписал от руки доверенность водителю - и заветный талончик украсил ветровое стекло.
По мнению сотрудников ГИБДД, было бы гораздо логичнее включить медицинскую справку в обязательный перечень документов водителя. В таком случае можно будет проверить ее непосредственно у участника дорожного движения. А пока, выходит, получить "права" и водить машину может даже больной человек, которому лучше сидеть дома под присмотром медсестры.
ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ
ЗАЖИГАЮТ -
ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО
Безусловно, польза от нынешней "справочной" системы все-таки есть. Правда, нужна она только ограниченному кругу людей - тем, кто эти пресловутые справки продает (давайте называть вещи своими именами). Сумма тут выходит немалая. Более чем у 24 миллионов российских граждан есть водительские права. Справка действительна в течение трех лет. Те же, кто перешел шестидесятилетний рубеж, должны проходить медицинскую комиссию ежегодно. Скромный подсчет показывает, что годовой оборот составляет около 2 млрд. руб. Прямо скажем, сумма немалая. Хотелось бы надеяться, что хоть какая-то часть ее идет на развитие здравоохранения.