Судьи «Дакара» сняли с гонки самый быстрый КАМАЗ
На четвертом спецучастке нынешнего «Дакара» экипаж Эдуарда Николаева финишировал на четырнадцатом месте, проиграв победителю больше двадцати минут. Многовато - но не трагедия: руководство команды «КАМАЗ-мастер» не раз заявляло, что и не ждет от своих молодых пилотов сенсационных результатов. Вдобавок на ранних стадиях знаменитого марафона гнать во всю прыть вообще противопоказано - правильнее постепенно входить в боевой темп. Опять же, от мелких неприятностей вроде пробитых колес никто не застрахован...
Сообщения о том, что Николаев по ходу этапа менял колесо, появились тем же вечером. И никого особенно не удивили бы - если бы не причина: сообщалось, что на спецучастке КАМАЗ столкнулся с одним из внедорожников. Это тоже не сенсация: джипы, за рулями которых наряду с профессионалами сидят и простые искатели приключений, очень часто растягиваются по трассе спецучастка и начинают «мешаться под колесами» у быстрых грузовиков. Узкие дороги, клубы пыли, усталые экипажи - в таких условиях до столкновения не так уж далеко.
Информация о столкновении подтвердилась. Сначала время, показанное Николаевым на спецучастке, без каких-либо объяснений «улучшилось»: экипаж переместился на пятое место с отставанием от лидера в 8 минут 16 секунд. Чуть позже подоспел и проясняющий ситуацию пресс-релиз «КАМАЗ-мастер»:
«На 267 километре спецучастка перед грузовиком Николаева в густом клубе пыли появились несколько джипов, идущих на большой скорости.... Стандартная ситуация осложнилась неожиданным маневром обгоняемого джипа, который развернуло вследствие резкого торможения и вынесло в густом клубе пыли на траекторию движения грузовика. Российский пилот сделал все для того, чтобы избежать столкновения. Тем не менее, касания избежать не удалось и камазовскому экипажу пришлось остановиться, чтобы поставить опрокинувшийся внедорожник на колеса. Пострадавших во время аварии не было. Ошибка пилота джипа была настолько очевидна, что организаторы и спортивные комиссары вычли время, потраченное на оказание помощи...»
Чуть позже на официальном сайте «Дакара» появился коротенький рассказ пилотировавшего внедорожник аргентинца Маркоса Де Пальмы. "На спецучастке появились проблемы с рулевым управлением. Мы остановились на сорок минут или около того, и за это время нас обогнали несколько грузовиков. Они обходили нас справа и слева, когда неожиданно КАМАЗ ударил нашу машину сзади и перевернул ее. После этого грузовик остановился, но почему - помочь нам или сменить собственную покрышку - я не понял...»
Казалось бы, понять мотивацию российского экипажа аргентинцам было нетрудно по дальнейшим действиям россиян. И болельщикам не составило бы труда в этом разобраться, расскажи Де Пальма хотя бы вкратце, что делали Николаев и его коллеги на протяжении последующих одиннадцати с половиной минут. Но аргентинец не намекнул на это ни единым словом...
А спустя день громом среди ясного неба пришло сообщение о дисквалификации Николаева. В новости на официальном сайте гонки экипаж признавался виновным в «неспортивном поведении». Пресс-релиз «КАМАЗ-мастер» сообщал больше подробностей: «...недовольные этим решением (компенсировать Николаеву время, потраченное на помощь экипажу джипа - прим. zr.ru) участники обратились с протестом в коллегию спортивных комиссаров с требованием о расследовании. При подробном разборе инцидента и опросе свидетелей была усмотрена недостаточность оказанной помощи со стороны экипажа № 500 (Николаева - прим. zr.ru) и зафиксирован факт замены поврежденного при инциденте колеса автомобиля КАМАЗ, также пострадавшего во время ДТП. Замена была произведена в компенсированное время, что не соответствует регламенту»
Cлабо верится, что российская команда сознательно решилась «смухлевать» ради десяти минут, которые все равно вряд ли что-то решат по результатам шестнадцатидневной гонки. Но в чем тогда причина? Недоразумение? Путаница в терминах или пунктах регламента? Банальный недосмотр? К сожалению, информация о самом инциденте и судейских решениях слишком скупа, чтобы можно было выстроить какую-то осмысленную версию...
Не приходится спорить только с тем, что для команды «КАМАЗ-мастер» снятие с гонки Николаева является тяжелым ударом. Напомним, что после того, как два многократных победителя «Дакара» - Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров - покинули пилотские кресла, самым опытным гонщиком из вышедших на старт «Дакара» остался Ильгизар Мардеев. Но он пилотирует т.н. «боевую техничку» - эта машина с грузом запчастей и инструмента участвует в гонке на общих основаниях, но все-таки ее главная цель - страховать основные экипажи. И из трех пилотов этих основных экипажей только Николаев ранее сидел на «Дакаре» за рулем грузовика - Айрат Мардеев и Андрей Каргинов также приезжали в Южную Америку, но только в роли механиков.
Одним словом, ситуация в гонке сейчас складывается явно не в пользу россиян. Голландская команда Petronas Team De Rooy не просто захватила лидерство - ее грузовики Iveco занимают три первых места. КАМАЗы же пока отстают: самый быстрый из них - под управлением Артура Ардавичуса, представляющего казахстанскую команду «Астана» - занимает седьмое место и проигрывает возглавляющему гонку «Ивеко» чуть меньше получаса. Экипажи «КАМАЗ-мастер» отстают еще сильнее. И хотя Владимир Чагин в интервью говорит разумные вещи о том, что наращивать темп надо постепенно, пока складывается ощущение, что для победы в гонке одного выхода на хороший темп молодым пилотам будет мало. Расчистить дорогу КАМАЗам может лишь массовая эпидемия поломок и ошибок среди соперников - а рассчитывать на нее в нынешних условиях вряд ли приходится...