По морозцу

ПО МОРОЗЦУ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПО МОРОЗЦУ

СПОКОЙНЫЙ ХАРАКТЕР "ГОРЯЧЕГО" ХЭТЧБЕКА VAZ 2112

ТЕКСТ, ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ

Не без подсказки заводчан мы заранее окрестили VAZ 2112 "горячим" хэтчбеком*. Желание выделить "поджарый" автомобиль, оснащенный уже в базовой комплектации 16-клапанным мотором, 14-дюймовыми колесами и увеличенными тормозами, из линейки седанов и универсалов "десятого" семейства вполне объяснимо. Впрочем, дело не в самом эпитете, а в том, сколь точно он отражает характер автомобиля.

ЗАПРЯГАЛИ НЕ СПЕША

Редакционные испытания "горячего" хэтчбека начались с ушата холодной воды. После первого же дождя в багажнике образовалось болото. Ниша под запаску была заполнена наполовину, а два кармана у задних крыльев - до краев. Вынуты резиновые заглушки, журчит сливающаяся под машину вода... Обидно: знакомство с VAZ 2112 хотелось начать с мажорной ноты и оперативно перейти к тестам.

Увы, найти общий язык с "двенадцатой" оказалось нелегко: то одно сломается, то другое. Причем собственно затраты на покупку запасных частей были невелики, а вот крутить гайки приходилось постоянно. В результате до первого серьезного теста машина пробежала 16 тыс. км. Почти половину из них по улицам Москвы, а остальные - в трех пробных пробегах до Волгограда, Ижевска и Петрозаводска. Каждый маршрут заканчивался ревизией, устранением дефектов и неутешительным заключением - нагружать "двенадцатую" по полной программе пока рановато. Что же происходило с автомобилем в этот период?

ТЕМПЕРАМЕНТ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

Едва VAZ 2112 прошел обкатку, устроили ему дуэль с редакционной "сто третьей". Результаты испытаний в табл. 1: пожилой седан заметно "горячее" нового хэтчбека. Ничего удивительного - нейтрализатор на "12-й" очищает выхлоп, но неизбежно душит двигатель, что и зарегистрировали приборы. А вот объяснить ее проигрыш в управляемости при выполнении маневра "переставка" помогла лишь ревизия подвесок. Если верить каталогу, все модели с 16-клапанными двигателями должны комплектоваться передними пружинами VAZ 2112. Так вот, у нас правильными пружинами оснащена лишь "сто третья", а хэтчбек - обычными от VAZ 2108. Что это - пересортица, возникшая случайно, или очередная модернизация - остается только гадать.

Еще о ремонтных хлопотах. Помимо багажника, влага проникает в задние комбинированные фонари. Включаешь габариты и видишь в красном свете, как в них, словно в аквариуме, плещется вода.

Дважды регулировали электростеклоподъемник правой передней двери и один раз - правой задней. В летнюю жару под Волгоградом расплавился управляющий мотор центральной блокировки замков, расположенный в левой передней двери. Сняли обивку, ахнули, починили, отрегулировали тяги и... перебрали начинку трех других дверей. Теперь все щелкает, как положено, нигде ничего не заедает. Недолго пожил правый задний ремень безопасности - механизм натяжения заклинило. Казалось бы, пустяк, но мешает раскладывать разрезную спинку заднего сиденья. Пришлось ремень демонтировать. На стенде проверили углы установки колес: потребовалась регулировка.

Однажды забарахлил замок зажигания - стал заедать в положении "стартер". Разобрались. Ослаб фиксатор в механизме регулировки рулевой колонки. Подправили и его.

Электромотор омывателя в автомобилях "десятого" семейства расположен крайне неудачно. В худшем случае на его контакты попадает аккумуляторный электролит, в лучшем - влага в дождливую погоду. Наш не стал исключением - отказал во время очередного дождя на 12-й тысяче. Купили новый. Стеклоочиститель тоже работал не идеально: досаждал клацанием и люфтом правого поводка. Сняли пластиковое жабо и обнаружили, что ось поводка не зафиксирована шайбой. Поставили недостающую деталь, тщательно проверили крепления остальных рычагов и тяг. Попутно смазали склонную к коррозии контактную группу резистора у вентилятора отопителя и разъем микромоторедуктора. Подтянули хомуты на шлангах радиатора отопителя. Что еще? Заменили штатные свечи на японские NGK, поставили фирменные щетки стеклоочистителя - заводские износились к 15-й тысяче.

Последняя крупная неприятность - вибрация при торможении. Разобрали и проверили передние механизмы: диски оказались ровными, скобы скользили без заеданий. Ограничились заменой неравномерно изношенных колодок ТИИР на "Эй-Пи Локхид".

И вот, наконец-то, можно давать "добро" на выезд. Автомобиль отлажен и... обут в зимние покрышки. Да - за хлопотами прошло четыре месяца: выпал снег и ударили морозы. Как-то проявит себя VAZ 2112 в холода на маршруте по северным областям - Кировской и Пермской?

О "ГОРЯЧЕМ" ХЭТЧБЕКЕ И ГОРЯЧИТЕЛЬНЫХ НАПИТКАХ

Приятно перейти к хорошим новостям. По мере того, как английские колодки притирались к дискам, вибрация при торможениях ощущалась все меньше; наконец, и вовсе пропала. Едва остались позади просоленные подмосковные шоссе, а под колесами появился снег и лед, почувствовали особенности поведения VAZ 2112 на скользкой дороге. При одинаковой с VAZ 2110 базе (2490 мм) хэтчбек на 95 мм короче за счет "куцей" кормы. Есть различия в развесовке - и они отражаются на ходовых качествах. Склонность к заносу меньше, чем у седана, а тем более универсала. Если задняя ось все же заскользила, то продолжительность заноса и его амплитуда тоже будут меньше. В остальном зимние возможности хэтчбека практически не отличаются от других автомобилей "десятого" семейства. Традиционно большие дорожный просвет и энергоемкость подвесок, неплохая проходимость (на соответствующих покрышках, конечно же). Следующая похвальная черта - уверенный пуск двигателя. У нашей "сто третьей", помнится, с этим были проблемы. Мотор "двенадцатой", напротив, бодро заводился до -20°С и чувствовалось, что запас еще есть. Правда, морозов покрепче в том пробеге не было.

Думаем - повезло. Поскольку вслед за уверенным пуском следует слишком уж долгий прогрев. За двадцать (!) минут работы на холостом ходу при -10-15°С стрелка указателя температуры едва сдвигается с места. После чего подмерзший водитель выезжает, пытаясь рассмотреть дорогу через мутные стекла, которые только-только начали оттаивать. Особенность эта в той или иной мере присуща всем 16-клапанным моторам ВАЗ, во всяком случае, восьмиклапанные прогреваются куда быстрее.

А если стартовать пораньше, пытаясь прогреть автомобиль на ходу? О, это целая история. Теплый "Тосол" и теплый салон, как выяснилось, не "синонимы". Более или менее приемлемый микроклимат установится минут через 40 после начала движения. Тогда же полностью оттают ветровое и передние боковые стекла. Наша "двенадцатая" оборудована модернизированным отопителем. Электронный блок управления в автоматическом режиме отдает предпочтение температуре (положению заслонок) при пониженной скорости вентилятора. Скажем прямо - стало хуже. На датчике +28°С, вентилятор в положении "Автомат". При этом на задних сиденьях холодно, боковые стекла задних дверей полностью обмерзли. Стекло пятой двери сохраняет прозрачность только благодаря нитям обогрева. А водитель и передний пассажир маются от духоты. Дышать нечем, ногам жарко, но локти мерзнут! Поток горячего воздуха приходится направлять вниз, а на ветровое стекло вовсю дует прохладой. Стоит включить омыватель, как стекло надолго покрывается ледяной коркой. Попытка упорядочить потоки воздуха, включив повышенную скорость вентилятора, существенно добавляет шума, но почти не меняет микроклимат.

В общем, после зимних поездок на "горячем" хэтчбеке замерзших задних пассажиров и обалдевшего от духоты водителя поневоле тянет на горячительные напитки. Надо же как-то согреваться и снимать напряжение.

А что там с пятой дверью - чуть ли не главной особенностью хэтчбека? Вес ее выходит за рамки разумного. Ладно бы просто тяжела, так ведь ухватиться не за что. Тем более зимой, когда поверхности обледенели. Берешься за спойлер - руки соскальзывают. Хватаешься за низ двери и... выламываешь пластиковую декоративную накладку. Ох, надо бы ручку пришпандорить: неизящно, зато практично. Видно, за эти мысли водитель однажды был наказан. Полез в багажник за какой-то ерундой, а газовые упоры, задубевшие на морозе, не удержали дверь. Всей массой по спине - море ощущений!

Сохранился традиционный для "десяток" недостаток - снежная пыль наглухо залепляет номера и фонари на задке. К счастью, благодаря спойлеру стекло пятой двери остается чистым. Залепленная грязью личинка тоже не беда - электропривод замка багажника здесь входит в базовую комплектацию.

Напоследок о неудержимом беге времени. Перевод стрелок штатных часов нашей "двенадцатой" подобен ускоренной перемотке в магнитофоне. Функция эта оказалась зависима от перепадов температуры. Подходишь к машине морозным утром и видишь: стрелки крутятся с дикой скоростью. Прогрел салон - успокаиваются.

Что ж, покуда наш отзыв о VAZ 2112 достаточно прост - очередная модель "десятки" показала, что стремление вазовцев сделать автомобиль комфортнее, оснастив "умным" отопителем, сервоприводами и т. п., потребитель вряд ли оценит: исполнение слишком далеко от идеального. Да и по ездовым качествам хэтчбек не отличается разительно от сородичей с 16-клапанными моторами. Выбор типа кузова зависит от потребностей и вкуса покупателей. Спортивность же на поверку тоже весьма условна - нейтрализатор не только усмирил двигатель, но и повлиял на топливную экономичность (табл. 2): средний эксплуатационный расход заметно подрос. Впрочем, надеемся, у "двенадцатой" еще будет шанс реабилитироваться.

Говорят,

хороший стук сам наружу вылезет. И, как назло, зимой.

Проходимость "двенадцатой" заслуживает похвалы.

Мороз вроде бы невелик, но боковые стекла обмерзают.

Подпишитесь на «За рулем» в