Праворульная "тойота"
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА
ПРАВОРУЛЬНАЯ "ТОЙОТА"
К ХОРОШЕМУ ПРИВЫКАЕШЬ БЫСТРО
ТЕКСТ / БОРИС СИНЕЛЬНИКОВ
В предыдущем материале (ЗР, 2000,
№ 12) я рассказал, как покупал эту машину, теперь - о первых впечатлениях. За полгода к 118 тысячам японских километров прибавилось 17 тысяч российских. Узнав машину поближе, могу ответить на некоторые вопросы, интересующие потенциальных покупателей. Конечно, первый - насколько труднее ездить с правым рулем. Я думаю, все зависит от способностей водителя. Тот, кто в свое время быстро научился ездить на мотоцикле или автомобиле, не раз пересаживался с одной марки на другую, приобрел опыт вождения в разных условиях, к праворульной машине приспособится легко. Основное здесь - точно включать передачи левой рукой, не путать рычажки включения "дворника" и указателя поворота (у нас они расположены наоборот) и правильно определять положение левой передней части бампера относительно препятствия: соседней машины, ограды, ворот и т. п. (у меня на бампере осталась метка от столбика - содранной краской).
В потоке машин на улицах и шоссе трудностей от того, где сидишь, слева или справа, не возникает. А вот на узком шоссе перед обгоном по встречной полосе приходится смещаться влево и увеличивать дистанцию до обгоняемой машины, чтобы лучше видеть обстановку впереди. Это, пожалуй, единственное, что создает некоторое неудобство. Я знал об этом и, признаться, огорчался, что придется тратить больше времени на обгон, а значит, порой отказываться от него. Но когда стал ездить по таким дорогам, совсем забыл о предполагаемом неудобстве. Почему? Потому что обгонял те же машины и так же часто, как делал бы это на обычном, леворульном автомобиле. В чем дело?
Небольшое увеличение дистанции вполне компенсировалось динамикой разгона, позволявшей тратить на обгон то же время, что на "жигулях" или "москвичах". Сказать, что я теперь полностью привык к отличиям "японки", не могу: случается, забывшись, подхожу к левой двери, включаю "дворник" вместо "поворотника", перехожу не на ту передачу. А теперь и на какой-нибудь обычной леворульной машине тоже иногда путаю эти переключатели.
Хоть и говорят, что к хорошему привыкаешь быстро, до сих пор не перестал восхищаться действиями помощников, коих в машине не мало. Они выполняют команды, которые ты даешь или они получают автоматически. Так, если не закрыта дверь или не пристегнут ремень безопасности - на табло загорится указатель. Поехал - автоматически заблокируются все двери, хочешь открыть окно в любой двери или разблокировать замок - нажми только клавишу в подлокотнике.
Для регулировки температуры воздуха, подаваемого в салон через климатизатор, а также распределения его к стеклу, ногам, голове в разных комбинациях тоже ничего крутить или двигать не надо: коснись клавиши - электромоторчик исполнит команду (передвинет заслонки). И все это четко и бесшумно.
Уходишь, не вынув ключ из замка зажигания, не закрыв дверь или оставив включенным головной свет, - звучит зуммер, напоминая о допущенной оплошности.
Подобные устройства мы привыкли считать мелочами, излишествами, лишь усложняющими систему электрооборудования автомобиля. Причем - неоправданно. Ведь следствие любого усложнения - снижение надежности. В отечественных автомобилях она, как мы знаем, и без того оставляет желать... Хватило нервотрепки от коммутаторов, появившихся на вазовских машинах лет пятнадцать назад вместе с электронным зажиганием, бесконтактных регуляторов напряжения ("шоколадок", "таблеток") и т. п. Потому и сегодня мало кто рискует ездить без запасных приборов.
Признаться, я все ожидаю, когда откажет какой-то прибор или устройство - ведь машине уже шестой год. За это время и пробег они срабатывали, по самым скромным подсчетам, более 150 тысяч раз, ведь в Японии поездки короткие. Пока моя "Тойота" поддерживает высокий рейтинг японского приборостроения. Не сглазить бы!
Что касается собственно машины, она стойко выдержала российские километры, если не считать стуков (в стойках или других узлах подвески) с левой стороны. Они стали слышны в последнее время при переезде выбоин и выступов на дороге. Пока стук не очень беспокоит, тщательным поиском причин не занимался. Тем более, что изменений в поведении машины на дороге не почувствовал. И вот оно-то, поведение, оставляет одно из самых сильных впечатлений. Сказать "хорошее" - значит ничего не сказать. Машина столь точно и послушно следует за рулем по намеченной траектории, что выражение "идет как по рельсам" здесь не преувеличение. В этом заслуга стабилизаторов поперечной устойчивости у обоих мостов, благодаря которым машина мало кренится в поворотах, независимой подвески всех колес, хорошо подобранных амортизаторов. Если к этому добавить полный привод и цепкие шины, получим весь комплект сотрудничающих в полном согласии узлов.
Однажды я обратил внимание на то, что во многих случаях езжу быстрее, чем поехал бы здесь на "Жигулях", "Самаре" или "Москвиче". Если вы подумали, что в этом заслуга моего более мощного двигателя, то ошиблись - у него всего 72 л. с. (дизель, 1974 смз). А ездить быстро и уверенно позволяют, как всегда, хорошие... тормоза! Впереди они дисковые, сзади - барабанные, то есть как у наших современных машин. А вот работает система намного лучше: плавно, без биения и четко. Дозировать торможение удается так, что остановиться можно с точностью до миллиметра! Я не измерял оставшуюся толщину колодок - когда она дойдет до критической (1 мм), должен сообщить сигнализатор дурным голосом при каждом торможении.
Зима - не сезон для летних шин. Мой опыт езды на "Ниве" с шинами японской фирмы "Бриджстоун" с универсальным рисунком протектора (хотя модель называлась "Зимний дуэлянт") показал, что они хороши как на зимних, так и на летних дорогах. Поскольку тогдашние предсказания дилеров об интенсивном износе протектора летом не подтвердились (общий пробег шин около 70 тыс. км), я решил приобрести подобные и для своей "Короллы".
Выбор пал на шины японской фирмы "Тойо" (Toyo), поставляющей продукцию в том числе на заводы "Тойота". К этому решению подтолкнули и те две летние шины "Тойо", что стояли на "Королле" вместе с двумя "Бриджстоун" - их поведение и износ были одинаковыми. У нас, в европейской части страны, марку "Тойо" мало знают, думаю, за Уралом она хорошо известна.
Я считаю, что на дорогах, покрытых снегом, водой, грязью, грунтовых, когда шины продавливают мягкий слой и сцепляются с более твердым, важную роль играет их ширина - чем она меньше, тем легче решается эта задача. Поэтому вместо шин 185/70R14 я взял поуже - 175/65R14. Сразу обрадовало то, что шум от них на асфальте почти как у летних, а скользкую, грязную, заснеженную или покрытую снежной кашей дорогу держат они едва ли хуже специальных зимних. Мне на них грех жаловаться.
О работе и характере сердца машины - дизеля расскажу в следующий раз.
Зимняя шина Snow Prox с большим количеством ламелей японской фирмы "Тойо" работает у нас как универсальная.