Переславль-Залесский: ботик, паровоз, страус
С мыслью о том, что в следующий раз заведу два будильника, я наспех позавтракал и, встретившись с подругой, помчался по Ярославке. Воскресное утро дает свои привилегии: уже через полтора часа пути появляется приветственный указатель.
Поскольку количество музеев здесь вплотную подбирается к уровню ПДК, а расстояния между ними минимальны, решили посетить кряду четыре. Начали, конечно, с ботика Петра I, давшего имя музею-усадьбе, – эта достопримечательность города хранится уже третье столетие и потому конкурентов не имеет. Именно на берегу Плещеева озера, на котором стоит Переславль-Залесский, в 1688 году царь Петр I затеял строительство потешной флотилии, давшей начало русскому военному флоту. Но после пожара 1783 года все суда погибли, живучим оказался только этот ботик.
Входной билет в ботный дом обойдется взрослому человеку в 50 рублей, еще столько же придется выложить любителям фотографии. Сходили к Плещееву озеру: заболоченный берег порос камышами, а нынешняя «флотилия» ограничивается несколькими старыми шлюпками, принадлежащими, по всей видимости, местному постоялому двору. Но парус здесь по-прежнему в большом почете. Правда, ныне он трансформировался в современные прозрачные и жесткие, как крылья жука, сёрфовые паруса и разноцветные купола кайтов. Сотни спортсменов скользят по воде на огромной скорости – необычайно красивое зрелище.
Едем дальше – в 15 километрах, в деревне Талицы, находится Переславский железнодорожный музей. Первое, что привлекает внимание, – небольшая коллекция дорожных машин на площадке у входа в музей. Многочисленные образцы продукции Горьковского автозавода, странного вида автобус с надписью Renault на решетке радиатора, а также «Форд-Т» и «Бьюик-Модель 46 Бизнес Купе», выставленные на продажу! Честно сказать, я был немало удивлен: обе машины вживую увидел впервые.
По стольнику приобрели входные билеты. Прямо на путях стоят паровозы, вагоны, цистерны и другая техника узкоколейных железных дорог конца XIX – середины XX века. Очень понравился и одновременно удивил легковой ЗИМ на рельсовом ходу. Сие средство передвижения принадлежало некогда Транспортному управлению Нижегородской области, где использовалось для перевозки начальства.
Кстати, в музее можно взять напрокат ручную дрезину! Полуторакилометровый маршрут по тупиковой ветке одарит ноющими мышцами – за ваши же деньги – и приятными воспоминаниями. Стоимость поездки – 100 рублей с человека. Согласитесь, вполне разумно. Вы не знаете, где еще пригласят совершить подобную поездку? Я тоже.
В заключение нас ждали Музей чайников и Музей утюгов, а также небольшой бонус. Чайники «живут» в паре сотен метров от ботика Петра: раскрашенную деревянную избу за ярко-красным забором невозможно не заметить с дороги. Под столь же яркой крышей энтузиасты (музей частный) собрали больше сотни различных чайников, а также множество предметов быта, так или иначе относящихся к чаепитию: коробки от конфет, сахарницы и щипцы для сахара, ложки и вилки. Заплатив сотрудникам музея стандартные 100 рублей с человека, можно послушать увлекательный рассказ, на который, впрочем, уйдет не более четверти часа. Что касается утюгов, до которых отсюда не более 5 километров езды, то оба музея практически идентичны и явно имеют общих владельцев. То же оформление, те же расценки, даже шутливые надписи на заборе повторяются.
Обратная дорога неожиданно принесла эмоций не меньше, чем все пережитое за день. Отъехав от Переславля всего-то пару километров, обнаружили придорожное кафе «Страус». Здесь в деревянных вольерах коротают время и оправдывают название заведения страусы в компании с верблюдом, совсем молодым олененком, песцом и кроликами.
Общий позитив от проведенного дня смазала лишь глухая стена машин, стоящих на пути в вечернюю Москву. Впрочем, сам виноват. В следующий раз заведу два будильника!