Дакаровы странности (часть I)
Американец Робби Гордон вот уже несколько лет привозит на гонку автомобили Hummer - но только в этом году их можно было назвать претендентами на победу. «Я проехал этот спецучасток почти идеально. Как Гордон смог оказаться на десять минут быстрее меня? Понятия не имею!» - честно признался однажды россиянин Леонид Новицкий, выступавший на MINI (такая же машина привезла к победе Стефана Петеранселя). Огромный ход подвески позволял американским машинам буквально лететь по каменистым трассам и перепрыгивать через кусты верблюжьей колючки. А благодаря системе подкачки колес (регламент запрещает оснастить ей полноприводные MINI) экипажи на Hummer не теряли время на спецучастках, где плотный грунт чередовался с мягким песком. На одном из спецучастков машина Гордона перевернулась - экипаж вдвоем поставил ее на колеса и продолжил гонку как ни в чем не бывало.
Но от скорости было мало толку, когда Гордон и пилотировавший второй Hummer катарец Нассер Аль-Аттия (победитель прошлогоднего «Дакара») по полчаса и больше простаивали на трассе очередного спецучастка из-за мелких поломок. В итоге Аль-Аттия сошел после того как оборвал приводной ремень генератора. А его товарищ по команде потерял шансы на победу, когда из-за треснувшего хомута порвался пыльник одного из шрусов. Замена этой детали отняла у экипажа добрый час, а «наглотавшийся» песка шрус в итоге все равно вышел из строя.
Впрочем, невысокая надежность была только одной из проблем Hummer. На второй неделе «Дакара» занимавшего второе место Гордона вообще… дисквалифицировали! По наводке команды X-Raid судьи обнаружили, что система подкачки колес на Hummer может подавать дополнительные порции воздуха во впускной тракт двигателя. Чтобы - как предполагается - обеспечить определенную прибавку мощности. В ответ Гордон обозвал гонщиков из X-Raid девчонками и, подав апелляцию, воспользовался правом продолжить гонку. Окончательное решение судьи примут в феврале, но лишат ли американца пятого места - наверняка мало интересует даже самого Гордона.
Аргентинец Орландо Терранова бороться за победу наверняка не смог бы. Но имел неплохие шансы закончить гонку в первой пятерке - ведь Жинель де Вильерс на такой же Toyota Hilux добрался до финиша третьим. Особенно удачным для экипажей на японских автомобилях стал четвертый день марафона: Терранова и де Вильерс показали второе и третья время соответственно. А на следующее утро аргентинец не смог выйти на старт очередного этапа, потому что… насмерть поссорился со своим штурманом Энди Грайдером. После бурного выяснения отношений на бивуаке американец собрал свои вещи и уехал восвояси.
«Они кричали достаточно громко, чтобы их слышали в соседних командах, - рассказал один из свидетелей инцидента. - Насколько я понял, Терранова весь день ехал «на ушах», а штурман неоднократно пытался его образумить. Никого из постоянных участников ралли-рейдов эта ситуация не удивила: все уже в курсе, что Терранова - человек сложный. Но раньше штурманы посылали его ко всем чертям только после финиша гонки…» Эта история лишний раз подтвердила дурную славу четвертого и пятого дня «Дакара», которые известны постоянным участникам как самые сложные с психологической точки зрения.
Компания Volvo никогда всерьез не интересовалась «Дакаром». И на этот раз автомобиль с логотипом шведской марки на гонку выставил не сам завод, а независимая команда Pewano - которой, впрочем, производитель оказывал техническую поддержку при постройке болида. Шведов не считали претендентами на высокие места - да и сам коллектив-дебютант, в распоряжении которого был всего одна машина, объявил своей целью просто финиш в столице Перу. Но с конструктивной точки зрения Pewano XC60 RR мало чем отличался от автомобилей-фаворитов: пространственная рама, карбоновые кузовные панели, турбодизельный двигатель. Ключевые агрегаты вроде коробки передач, дифференциалов и тормозов шведы купили у тех же фирм, что и выигравшая в итоге «Дакар» немецкая команда X-Raid.
В истории Pewano был и печальный нюанс. Вдохновитель и владелец команды, бизнесмен Пелле Валентхайм присутствовал на презентации автомобиля весной прошлого года, но до «Дакара» не дожил, умерев полгода назад от рака. Неудивительно, что коллектив хотел посвятить его памяти первое выступление XC60 RR. Увы, это выступление оказалось слишком коротким - автомобиль сгорел в первый же день гонки. Как выяснили инженеры Pewano, причиной стало повреждение одно из шлангов системы, объединявшей гидроусилитель руля и встроенные гидравлические домкраты. Жидкость из системы попала на горячие детали в моторном отсеке - и через считанные минуты запылала вся машина. Собирается ли команда вернуться на «Дакар» через год - шведы пока не объявили.