Накладочка...

НАКЛАДОЧКА...

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

НАКЛАДОЧКА...

- Какая прекрасная сегодня луна!

- Да, но если бы вы видели ее до войны... ОСКАР УАЙЛЬД

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

С возрастом мы начинаем говорить, что раньше все было лучше - воздух чище, люди добрее, машины крепче. А не провести ли нам необычную экспертизу и сравнить, скажем, фрикционные накладки сцепления - те, что продаются сегодня, и старенькие, эдак двадцатилетней давности? Давайте попробуем.

Современников будут представлять накладки для "Самары" - их у нас набралось шесть типов. Предыдущее поколение приглашено из "частных" коллекций экспертов - в числе экспонатов продукция ярославского ВНИИАТИ образца 1977 года, немецкий ТЕКСТАР 1988 года и т.п. Цель - проверить физико-механические показатели материалов, характеризующие качество современных изделий. И, кроме того, сравнить "день нынешний и день минувший".

Измерялось следующее: твердость по Бринеллю, плотность, впитываемость (изменение массы) в воде и моторном масле, коэффициент трения и износ. Плотность - это косвенный показатель жесткости накладки. При прочих равных условиях можно ожидать, что более плотная накладка меньше разбухнет в воде или масле. Точную характеристику этому "разбуханию" дает впитываемость: чем она меньше, тем лучше. А вот твердость должна держаться в рамках "от и до": малая говорит о том, что смола, скорее всего, не полимеризовалась, а большая предвещает скорое растрескивание. С коэффициентом трения все ясно - чем выше, тем лучше. В противном случае появится букет неприятностей: повышенная температура, пробуксовка и др.

Тех, кого интересуют подробности, приглашаем заглянуть в наш "Уголок эксперта". Там же приведены ориентировочные цифры, заимствованные из стандартов. Не знаем, как накладки, а вот нормативные документы раньше были пожестче: в частности, теперь из них исчезли требования к параметрам после прокаливания... Производителю это, естественно, на руку - кто знает, что станет при этом с изделиями и какова реальная температура сцепления на самом деле? Говорят, что не выше 160оС. Но поскольку наши испытания не являются сертификационными, мы вольны делать с изделиями все, что хотим. Так сказать, из любопытства. А претензии никому предъявлять не будем.

В итоге получилось следующее. Плотность накладок 2000 года в состоянии поставки составила примерно 1,3-1,7 г/смз. Два десятка лет тому назад эти цифры были повыше - примерно 1,9-2,1 г/смз. Твердость также упала: у отечественных накладок она сегодня составляет от 16,6 до 18,5 НВ в состоянии поставки, а у импортных - от 17,9 до 28,4. Раньше было от 14,7 до 25,1 НВ, то есть "средняя" накладка была немного потверже.

Пора на печку, точнее - на прокаливание. По идее, "фигура" хорошей накладки после прокаливания должна остаться прежней - то же относится к ее параметрам. Однако все получилось совсем не так - обе отечественные накладки вообразили себя "четырехмерными" существами (фото), а "англичанин", "итальянец" СОМЕ и "турок" разрушились при определении твердости. Лишь накладка фирмы ОТА спокойно перенесла испытания для "Иванушки-дурачка" и вылезла из пламени если не краше прежнего, то и не хуже (фото). Таким образом, победитель определился задолго до финиша, а в таблицах появился ряд прочерков... Что касается "пенсионеров", то ярославские, волжские, тамбовские и немецкие накладки прежних лет выпуска перенесли прокаливание спокойно.

Что ж, продолжим. Начальная впитываемость воды и масла у ветеранов и новичков оказалась примерно на одном уровне - от 0,6 до 2,7%. После прокаливания заметно "разбух" "турок", зато лидер ОТА умудрился вообще не изменить своих параметров! Коэффициент трения также оказался в норме. Что касается износа, то сильнее других "вытерся" камазовец, а также немецкий дедушка ТЕКСТАР - их показатели составили 0,12 и 0,13 мм соответственно. После прокаливания самым износостойким оказался опять ОТА - всего лишь 0,03 мм.

Похоже, что древние накладки все-таки были лучше - если из новеньких изделий до финиша в целости и сохранности добрался только победитель, то "старички" вспомнили молодость довольно лихо. Впрочем, говорят, современные автомобили и не должны быть сверхнадежными - нужно их просто вовремя менять. Такая вот накладочка получается... Пойду заводить свою старенькую "Волгу"...

УГОЛОК ЭКСПЕРТА (МЕТОДИКА И УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ)

Накладки отделяют от дисков рассверливанием заклепок. Образцы нарезаются циркулярной пилой и шлифуются по краям нарезки согласно ГОСТ 1786-80.

Плотность определяют гидростатическим взвешиванием по ГОСТ 15139-69 при нормальных условиях.

Твердость по Бринеллю измеряют дважды - согласно ГОСТ 9012-59 при нормальных условиях, а также после трехчасового прокаливания при температуре 275±5оС. Диаметр стального шарика - 10 мм, нагрузка - 250 кг, время выдержки под нагрузкой - 30 с. За результат испытаний принимают среднее арифметическое трех замеров.

Впитываемость выявляют взвешиванием до и после четырехчасовой выдержки образцов в дистиллированной воде или моторном масле. Погрешность взвешивания - 0,01 г, за результат принимают среднее арифметическое нескольких замеров.

Коэффициент трения и износ определяют на лабораторной дисковой машине трения. Трение образцов по сухому чугунному кольцу ГОСТ 1412-70. Давление на образцы - 2,7±0,2 кгс/см2, окружная скорость - от 7 до 7,5 м/с, температура при испытаниях - 110±10оС. За результат принимают среднее арифметическое нескольких замеров.

Износ определяют при постоянном моменте силы трения для пары образцов, равном 1,16±0,1 кгс.м. Продолжительность испытаний - 2 часа. Величину износа находят по разности средних арифметических значений толщины образца до и после испытаний.

Ориентировочные данные "нормальной" накладки даны в таблице. Данные участников теста приведены по той же форме.

QH (Quinton Hazell

Automotive Limited)

производство / Англия

"Англичанину" не хватило твердости: при ее измерении он разрушился... Жаль, потому что по износостойкости он бы стал лучшим.

ОТА

производство / Италия

Придраться не к чему: на прокаливание изделие практически не отреагировало, особенно в части впитываемости, а износостойкость даже улучшилась. Итог - заслуженная победа.

СОМЕ

производство / Италия

Хороший коэффициент трения, стабильная износостойкость, но испытания "огнем" не выдержал и погиб при измерении твердости.

Licencia

производство / Турция

У "турка" проблемы с "материальной частью": до прокаливания сильно разбух от воды, а при измерении твердости просто развалился на куски. А износостойкость нормальная.

ВАЗ

производство / Россия

Изделие сразу просилось на последнее место - ржавое, неопрятное... В общем-то, так и получилось: после прокаливания его перекосило так, что дальнейшие замеры не проводились.

КамАЗ

производство / Россия

Самый высокий коэффициент трения среди новичков и ветеранов. Низкая впитываемость. Все бы хорошо, но прокаливание исказило изделие до неузнаваемости. Да и износостойкость хромает - хуже только немецкий ТЕКСТАР образца 1988 года...

Подпишитесь на «За рулем» в