Мотоэскорт: К 55-летию Почетного эскорта России
ИСТОРИЯ. На Руси свой самобытный обычай приема гостей сложился уже к Х веку. А в XVI-XVII столетиях посольский этикет обязывал сопровождать высоких гостей конным стрельцам. Петр I заложил новые нормы дипломатического этикета на основе европейских традиций. При нем и появился первый почетный конный эскорт. В 1724 году на время коронации своей супруги Екатерины император сформировал роту кавалергардов для торжественного сопровождения. Практика временного создания кавалергардии сохранялась до 1800 года, когда был создан постоянный Кавалергардский полк, вошедший в состав гвардии и просуществовавший до 1917 года. В ряде стран до наших дней сохранились церемониальные подразделения конного эскорта. В 2003 году воссозданы они и в России.
С начала ХХ века конный эскорт постепенно уступает место новым транспортным средствам – появление автомобилей и мотоциклов открыло новые возможности в организации эскорта и охраны. Начало применения последних в России относится к 1906 году.
Дворцовая комендатура, ответственная за охрану государя и августейшей семьи, приобретала лучшие на тот момент мотоциклы. В книге учета закупок для Охранной агентуры сохранились подробные сведения. Например, в 1914 году был куплен «Мотоцикл "Пежо" № 19566, мотор № 28518, зажигание магнето, пружинная вилка, багажник, подставка и сумка с инструментами. Стоимость 500 р. и доставка 6 р. 50 к.». В архивах сохранились сведения о приобретении специальной одежды для мотоциклистов, упоминаются даже такие расходы, как «за переделку хлястиков для тужурок мотоциклистов». В документах отражены и сведения о закупках запчастей и ремонтах мотоциклов.
После октябрьского переворота 1917 года транспортное обслуживание новых органов власти было возложено на специальные воинские подразделения – 1-й Автобоевой отряд и Автобазу СНК. Также был создан Автомобильный отдел ВЦИК с целью «обслуживать нужды ВЦИК в области транспорта и передвижения… оказывать содействие и помощь технически своими средствами (специальными машинами) в деле охраны Кремля (помещений ЦИК и СНК)». К концу 1918 года в парке Автобазы СНК было 5 мотоциклов, и не все на ходу. Подобная ситуация сложилась и в других ведомствах. Они использовали технику, чудом сохранившуюся на осколках империи, практически не имея материальной и технической базы для ее ремонта и обслуживания. Поэтому мототехника в 20-е годы применялась ограниченно, в основном для выполнения курьерских и фельдъегерских обязанностей.
Новая власть отказалась практически от всех исторических традиций, в том числе и церемониальных. Но после образования СССР стало необходимо установить дипломатические отношения с другими государствами, а для этого надо соблюдать правила международной вежливости. В 1923 году Народный комиссариат иностранных дел разработал «Краткую инструкцию о соблюдении правил принятого в буржуазном обществе этикета». Тем не менее советская протокольная практика складывалась на прецеденте. Визиты были не часты, и перед каждым создавалась специальная комиссия, которая и разрабатывала все аспекты визита. А публичные появления советских вождей были крайне немногочисленны.
В годы Второй мировой войны важнейшим направлением внешней политики было взаимодействие с союзниками. На территории СССР прошли несколько крупных международных встреч, но в условиях военного времени было не до подобающих случаю церемоний.
Изменения произошли лишь в середине 50-х годов в связи с некоторым потеплением в международных отношениях. Расширялись внешнеполитические связи, активно проходили взаимные визиты на высшем уровне. Настала пора установить нормы протокола, соответствующие мировым стандартам, чтобы подчеркнуть статус СССР как крупнейшей мировой державы. И вот 21 января 1956 года в составе ОПСН УКМК (Отдельный полк спецназначения Управления Коменданта Московского Кремля) был образован отдельный мотоциклетный взвод, вошедший в 9-е Управление КГБ СССР. Причиной стало не столько желание усилить торжественно-парадную сторону приема, сколько обеспечение безопасности. По воспоминаниям ветерана Почетного эскорта Д. В. Горбачева, в 1955 году Н. С. Хрущев посетил Югославию, где и увидел мотоэскорт, после чего дал поручение Коменданту Московского Кремля А.Я. Веденину создать такой же.
Дебют мотоциклетного взвода ОПСН УКМК состоялся летом 1956 года, когда Советский Союз почтил визитом президент Югославии И. Б. Тито. 50–60-е годы отмечены стремлением усилить церемониальную сторону, придать мероприятиям более торжественный и даже помпезный характер. Торжественные встречи с воинскими почестями, встречи с участием трудящихся, портреты, транспаранты, речи, поездки по стране, многотысячные митинги. И даже Салют наций (21 артиллерийский залп) во время исполнения гимна. Именно в это время мотовзвод был наиболее многочисленным, количество мотоциклов в эскорте порой достигало 19 единиц (до 7 единиц в головной группе). В брежневские времена (с конца 60-х) пошла тенденция на рационализацию протокольных норм, отказались от наиболее помпезных элементов, вроде Салюта наций, митингов и представителей трудящихся. Почетный эскорт тоже стал менее востребован.
В декабре 1991 года Советский Союз канул в Лету. С того момента российская протокольная практика регулируются Указом Президента РФ. На Почетный эскорт возложены все те же задачи – сопровождение и обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей спецназначения. Торжественное сопровождение мотоэскортом предусмотрено лишь для государственных и официальных визитов, при этом эскортируется только автомобиль главы делегации.
Принципы построения расчета Почетного эскорта устанавливаются на основании дипломатического протокола РФ, в зависимости от уровня визита и ранга сопровождаемого лица. В 1950–1960-х годах впереди автомобиля главы иностранной делегации следовала группа из трех (реже пяти) мотоциклов, выстроенных в форме треугольника. По обеим сторонам основного автомобиля двигались по одному (или по два) мотоцикла. Начальник подразделения всегда находился у правой передней двери этого автомобиля для визуального контакта со старшим кортежа (его место справа от водителя основного автомобиля). С левого борта двигался заместитель начальника подразделения. Их мотоциклы были оборудованы УКВ-радиостанциями (в 1970-х были радиофицированы все мотоциклы). При визитах самого высокого уровня по два мотоцикла сопровождали еще и несколько автомобилей кортежа. Впереди кортежа с удалением в 100 м от головного мотоцикла, следовал так называемый «сигнальный» мотоцикл (тоже с радиостанцией). Общие принципы построения мотоэскорта сохранились до нынешнего времени. На сегодняшний день расчет Почетного эскорта –11–13 мотоциклов, в головной группе – 3–5. При этом сопровождается только головной автомобиль.
МОТОЦИКЛЫ. В начале ХХ века Дворцовая комендатура комплектовала свой парк мотоциклами ведущих марок мира. В 1916 году в гараже Охранной агентуры числилось 10 мотоциклов:
«3 – Гарлей-Дэвидсон 11 сил с 3-мя скоростями без колясочек.
4 – Индиан 9 сил с 3-мя скоростями, с колясочками и электрическим освещением.
1 – Гумберт 6 сил с 3-мя скоростями с колясочкой.
1 – Индиан 8 сил без скоростей и без колясочки.
1 – Пежо 2-х сил без скоростей и без колясочки».
В годы Гражданской войны недостаток транспорта ощущался особенно сильно. В описи имущества 1-го Автобоевого отряда им. Я. М. Свердлова при ВЦИК (на 3 июля 1919 г.) указано 6 мотоциклов «Харлей-Дэвидсон» (2 с коляской, 4 без таковой, из которых 2 в разобранном виде), 2 «Клино» в разобранном виде, 1 «Стевейс» и 1 мотоцикл «неизвестной фирмы». Подобная (а порой и хуже) ситуация наблюдалась и в других ведомствах.
Организованный в 1956 году мотовзвод ОПСН УКМК первоначально использовал серийные мотоциклы М-72, выпускавшиеся в Ирбите. С 1952 года эту модель начал производить Киевский мотозавод, ставший единственным поставщиком мотоциклов для Почетного эскорта до 1993 года. С 1959 года начался выпуск К-750, а вскоре был создан К-650 с более мощным двигателем. В 1960–1970-х годах их спецмодификации использовал взвод Почетного эскорта. Они были одноместными и оснащались металлическими ветровыми щитками, обладали повышенной комфортностью, мощностью и плавностью хода. Часть машин оснащалась УКВ-радиостанциями и спецсигналами. В 1970-е годы Киевский завод разработал новый эскортный «Днепр-14» на базе серийного «Днепр МТ-10». Он постоянно модернизировался и использовался в Почетном эскорте до начала 1990-х годов. Требования, предъявляемые к эскортным мотоциклам, очень высоки, и не всегда завод-изготовитель располагает соответствующими возможностями. Показателен пример модели «Эскорт-86», с техническим заданием на разработку которого киевляне справиться не смогли. В результате в 1993 году для эскорта были закуплены мотоциклы BMW. Специальная полицейская модификация K75RT используется и по нынешний день. Для зимней эксплуатации она оснащается боковым прицепом (коляской), изготовленной по спецзаказу в Великобритании.
ЗА КУЛИСАМИ. О некоторых аспектах службы Почетного эскорта нам рассказал начальник группы Владимир Владимирович Кормов.
Как люди приходят в Почетный эскорт?
Наше подразделение специфическое, и люди здесь служат соответствующие – любящие и понимающие мотоцикл. Предварительным подбором занимаемся мы сами – личный состав Почетного эскорта. После положительного решения, новый сотрудник поступает на должность мотоциклиста (должности все офицерские). И начинается подготовка нового сотрудника «по постановке в строй», как это у нас называется. За ним закрепляется наставник, действующий сотрудник. И конечно, остальной личный состав принимает участие в его подготовке. В момент вступления человека в эскорт, он полностью владеет всеми навыками, необходимыми для службы. Далее эти навыки поддерживаются на специальных занятиях и тренировках на полигоне и в реальных условиях.
Как проходят рабочие будни?
Существует план занятий на месяц, где все расписано по часам. Повседневная подготовка включает тренировки по вождению в условиях интенсивного движения транспорта, занятия по фигурному вождению, кроссовой подготовке и эскортированию. Также каждую неделю обязательная физическая, боевая и огневая подготовка. Но если планируется мероприятие по эскортированию, то на это время график полностью меняется.
Как это происходит?
Через наше руководство приходит информация: день, число, время прибытия делегации. После этого начинается подготовка техники и формы, естественно, по сезону. Непосредственно перед мероприятием происходит инструктаж, определяется личный состав эскорта, особенности именно этой делегации, обсуждаются всевозможные нюансы, ориентировки по пути проезда, отрабатываются вопросы взаимодействия. Делается контрольный выезд мотоциклов и транспорта, дабы выявить нюансы, которые могут возникнуть в процессе мероприятия.
Такая «разведка боем»...
На дороге все что угодно может быть: перекопана дорога или снят асфальт. Если такое обнаружили, то существуют запасные, резервные пути проезда.
Но есть и просто сложные участки, которые не объехать. Кремлевская брусчатка, например…
Боровичи* – здесь брусчатка и подъем. Тут мы идем ходом, без остановки и нагрузки. Был случай (не во время делегации): сотрудник при выезде из Боровичей встал на светофоре, а там из какого-то автомобиля вытекло немного масла, и он на нем поскользнулся.
А сам момент эскортирования?
В момент встречи делегации, сотрудники ГИБДД полностью перекрывают автомобильное движение, и мы следуем по заданному маршруту. У нас непосредственная связь с ними. Открытым текстом разговоры не передаются, все в кодированном виде. За МКАД выезжаем только в аэропорт, других выездов практически не бывает. Мероприятие заканчивается после того, как самолет взлетел, ведь бывают случаи поломки самолета или еще какой-то форс-мажор. И если вопрос не решается на месте, то возможно эскортирование обратно в резиденцию.
Что вы делаете в экстренной ситуации? Скажем, кто-то на дорогу выскочил или даже попытка нападения? Ведь стрелять с мотоцикла очень сложно…
Наше оружие – это мотоцикл. Сотрудники ГИБДД не могут каждую «дырку» на трассе закрыть. С помощью радиосвязи можем передать срочную информацию. Случаются выезды транспорта с прилегающей территории, бабушка или пьяные какие-нибудь начинают переходить. Для этого используем световые и звуковые сигналы. Тут важна мобильность каждого сотрудника, ведь основная машина – это зона повышенной охраны, и мы не можем в нее никого пропустить. В случае нападения можно прикрыть корпусом или отрезать нападающего. Ситуации могут быть любые, и решать их приходится на месте. А по поводу применения оружия… Кроме нас есть спецслужбы, которые и выполняют задачу по вооруженной охране.
Для работы погодные условия значения не имеют?
Нет, абсолютно. Что летом, что зимой мы выполняем те же самые функции. Разве что есть особенности в управлении мотоциклами. Их у нас два вида: зимние и летние. Зимний вариант оснащен коляской, как третьей точкой опоры, и специальной резиной. Бывают такие моменты (например, снег и гололед), когда приходится снижать скорость до минимальной, гарантирующей безопасность движения. Были исключительные случаи, когда перед Боровичами останавливались и пропускали автомобили вперед. Такие решения принимаются непосредственно на ходу. Но службы, как правило, следят за состоянием дороги и, если скользко, обрабатывают реагентом или посыпают песком.
У вас есть специальная зимняя форма?
Конечно! Сейчас у нас три комплекта формы: летний, демисезонный и зимний. Вводится защита, те же черепашки, наколенники. Естественно, надеваем не поверх, ведь наша форма определена Положением, но шилась она по спецзаказу, и все это учитывалось.
Вы говорили о кроссовой подготовке. Она нужна в работе?
Она необходима! И входит в базовую подготовку. Мы тренируемся на Honda CRF. Кросс развивает реакцию в экстремальных ситуациях. Управляемый занос, работа в упор и при сносе, экстренное торможение и разгон. Разное случается на дорогах, надо быть готовым к любой ситуации. Эффективно управлять мотоциклом желательно уметь каждому, а у нас не просто увлечение, это работа!
Но непредвиденные ситуации все-таки случаются?
В жизни все бывает. Было как-то, что колесо спустило, и мы проехали еще полтора километра до остановки. В другой раз сопровождали главу одного государства из Внуково на Ленинские горы. Было очень холодно, мороз. И сотрудник отморозил руки, они отнялись. Но дотянул до остановки. Эта история о человеческой ответственности. Все бывает, но мы стараемся подобные ситуации максимально исключить.
А что вы делаете в ситуациях, если мотоцикл по каким-либо причинам выбыл из строя?
Для этого в составе расчета есть запасные, которые могут заменить вышедший из строя мотоцикл или сотрудника. И все это делается в движении, без остановок. Было даже, что эскортируемое лицо не заметило, как человек заменил человека. Все это отрабатывается до автоматизма на занятиях и выполняется. У нас есть автомобиль службы обеспечения с механиком, также идущий в колонне. В случае выхода мотоцикла из строя принимаются меры, и либо он становится в строй после следующей точки следования, либо возвращается в гараж.
Есть ли более спокойные времена и более «горячие»?
Такого нет, все непредсказуемо. Сейчас едем на тренировку, а завтра можем работать с делегацией. Мы готовимся и ждем команду. Наша служба – оказание почестей и, главное, обеспечение безопасности.
Почетный эскорт сопровождает только иностранные делегации?
В основном, да. Но не только. В 60-е годы сопровождали доставленное из Ленинграда пламя, от которого был зажжен Вечный огонь у стен Кремля или торжественно встречали первых космонавтов. В 1979-м сопровождали в аэропорт тело скончавшегося в Москве президента Анголы, а в 2007-м тело первого президента России Б. Ельцина. В наши дни стало традицией сопровождать нового президента РФ во время его инаугурации.
Каков уровень российского Почетного эскорта относительно коллег на Западе?
Думаю, что один из лучших. Наша работа не раз была оценена высокими гостями. Например, в 2003-м японский премьер-министр Д. Кондзуни (температура в те дни упала ниже -25 градусов) после приезда в Кремль, попросил нас с ним сфотографироваться. А премьер-министр Канады Б. Малруни, приезжавший в 1989-м, пошутил, что наши сотрудники выглядят лучше, чем его собственный Кабинет министров.
* Боровицкая башня Кремля