RHHCC: гонки для всех

В эпоху советского ралли полувековой давности стать участником гонок не составляло проблем. Оно не было набором сложных спецучастков — скорее увлекательным приключением длиной от сотни до тысячи и более километров. Спортсмены и любители ехали одним и тем же маршрутом, но задачи перед ними ставились соразмерно их возможностям. Сейчас другие времена, однако желающих причаститься к гонкам стало едва ли не больше. Куда постучать, чтобы открылись двери любительского автоспорта?
Гонки RHHCC
Любительский чемпионат Russian Hot-Hatch Club Championship возник с объединения клубов фанатов горячих хэтчбеков.

Одна из дорог приведет в любительскую серию RHHCC, Russian Hot-Hatch Club Championship. Состязания владельцев горячих хэтчбеков набирают обороты: в минувшем сезоне в стартовых протоколах набралось аж 300 участников! А появилась серия всего два года назад...

Один из организаторов серии Александр Гармаш рассказывает, что заболел автоспортом еще во второй половине 90-х:

- Подсадил друг, который тогда профессионально гонялся. Я не любитель носиться по дорогам общего пользования, поэтому первый опыт получал на московской Ходынке. Потом ее закрыли, образовался вакуум — автодромов как таковых не было. Почти десять лет спустя, году в 2007, возникли движения Open race, когда можно было приехать на трек-дни в реконструированное Мячково. Сначала ездили в свое удовольствие, потом задумались: почему не организовать свою серию? Тогда уже был чемпионат Max Power Cars, но там гоняются владельцы дорогих суперкаров с неподъемными для большинства расходами. И вот мы объединились 5 клубами: Opel OPC, Volkswagen GTI, Redliners (это Honda), Hot-Hatch (тогда он объединял владельцев заряженных Renault) и Mazda MPS. В рамках открытых заездов решили не просто гоняться меж собой, но и скидывались на призы победителям.

Первым спонсором, проявившим интерес к RHHCC, стал шинный бренд Federal. На полусликах этой марки ездят самые мощные из горячих хэтчбеков.

Сразу стало понятно, что в рамках Open race провести толком наше мероприятие тяжело, приходилось работать с трассами через посредников, плюс без официального календаря тяжело. В 2010 году чемпионат состоял из двух частей. 4 официальных этапа прошло в рамках Open Race, два на картодроме «Лидер», и два на автодроме «Москва» в Мячково — тогда в одном классе ездили участники 8 автомобильных клубов, их набралось 120 человек. Затем 5 официальных этапов прошли уже в рамках полноценного чемпионата. В двух классах участие приняли уже 9 клубов и около 130 человек Тогда же составили календарь на 2011 год, переписали регламент для классов, расширили географию — выезжали на Смоленское кольцо, на Нижегородское. Всего за год прошло 11 этапов, а в 3 классах заявилось больше трех сотен пилотов из 11 клубов.

Первые этапы RHHCC проходили в Подмосковье. Но если автодром «Москва» в Мячково все еще манит своей близостью, то на картодроме «Лидер» пилотам уже тесно.

На заслуженной трассе АДМ в Мячково сейчас нет такого ажиотажа — стартовый взнос там ниже, около 3-3,5 тысяч рублей. Это минимум, за который любой желающий может попробовать свои силы на гоночном уикенде RHHCC. «Пропуск» в Смоленск и Нижний дороже, 4-5 тысяч рублей — но за эти деньги, в отличие от подмосковного автодрома, где выделяется ограниченное время, участники катаются от утра и до вечера. Если арендовать АДМ на весь день, то придется раскошелиться на 520 тысяч рублей, в то время как смоленские организаторы просят 320. И инфраструктура на том же «Смоленском кольце» пока не имеет равных в стране. Неудивительно, что взоры любителей быстрой езды все чаще обращаются к новым профессиональным автодромам.

Инфраструктура «Смоленского кольца» пока лучшая в стране — не говоря уж об интересной дорожке, которую не раскусить с первого раза. Пилотам RHHCC полюбился этот автодром.

Выездной этап с учетом аренды автовоза, на котором выгоднее и безопаснее везти технику, с расходами на бензин, проживание в гостинице и еду на круг обходится в 20 тысяч рублей. С шинами помогал спонсор Federal – покрышка обходится в 8, 5 тысяч рублей, комплекта хватает на 4 этапа. Задача - привлечь больше спонсоров. Но стремления заработать на любительских гонках у Александра нет:

- У нас некоммерческое мероприятие, ездим за свои. Я боюсь, что официальная «крыша» приведет идею к гибели. Ибо желание заработать на любительском спорте неизбежно приведет к повышению расходов, увеличению стартовых взносов... Сейчас ведь как: есть клубы, которые объединяют владельцев. Ядро этих клубов ведет всех за собой, на него смотрят, они заражают энтузиазмом. Кстати, отмечу и социальную составляющую нашего проекта: раньше хулиганили на дорогах, теперь, после заездов на автодромах, гонять по городу не интересно. В итоге, я считаю, любительский автоспорт положительно влияет на общую культуру вождения.

Старенькие Honda Civic уходят из профессиональных гонок, но неплохо подходят для тренировок в любительской серии.

На этот год предусмотрено деление на 6 классов по соотношению масса/мощность, объему двигателя и межеванию на тюнинг и сток. В старших зачетных группах разрешен полуслик. В младших его нет — чтобы снизить затраты и поставить недорогие хот-хэтчи в единые условия. Самая мощная машина, которая ездила в прошлом сезоне — Ford Focus RS, форсированный до 425 сил. Но мощный — не значит самый шустрый: рекорд круга в Смоленске принадлежит Honda Integra.

Мощность тюнингового Ford Focus RS в 425 «лошадок» выводит его в старшую зачетную группу.

- Есть у нас быстрые машины с хорошими временами. В Нижнем подходили пилоты RTCC, оценившие наши контрольные заезды — удивлялись, интересовались техникой. Есть и быстрые пилоты, причем прогрессирующие: за год времена в среднем упали на 3 секунды с круга, опыт растет. Есть у нас и девушки, семеро пробовали свои силы в минувшем сезоне. Как едут по сравнению с мужиками? Хорошо они едут, даже в сравнении. Немало парней, которые им уступают. Большинство любительниц автоспрота, кстати, незамужние!

Девушкам тоже нравится гоняться, причем едут они не хуже многих мужчин — даже тех, кто дорос до любительских кольцевых соревнований.

Дальнейшее развитие RHHCC Александр Гармаш видит в приглашении новых пилотов, привлечении спонсоров, которые помогут снизить личные расходы участников, и расширении географии. В этом году планируется выезд на «Казань-ринг», Санкт-Петербург пока под вопросом: члены клуба ждут развития трассы и инфраструктуры, пока же опасаются повредить технику. Moscow Raceway под Волоколамском манит близостью, но неподъемно дорог — суммарно трек-день выходит на уровне миллиона рублей. А еще хочется раздвинуть горизонты, открыв быстрейшим из любителей дорогу в профессиональный автоспорт:

- Был опыт с Мячково — организаторы предложили победителю нашего чемпионата попробовать силы на этапе Кубка Legends. Но парню не повезло с техникой, результата не добился. А идея правильная, стоит продолжить такую практику. Ведь лидеры наших соревнований неизбежно будут смотреть в сторону официальных первенств. Я бы как первый шаг к интеграции предложил любительские заезды в виде гонок поддержки в Чемпионате России по кольцу.

Это «Нижегородское кольцо». Говорят, когда пилоты профессиональной серии RTCC увидели здесь контрольные времена любителей, то крепко заинтересовались их техникой.

География соревнований ширится уже сейчас: люди бывали на шведском Time Attack, я предлагал им устроить совместный этап в Смоленске. На последний трек-день приезжал организатор из Белоруссии — у них любительские соревнования носят официальный характер. Украинцы приезжают, причем быстрые ребята, способные претендовать на призы - собирают на этот год машины для участия в нашем соревновании. Таким образом хотим сделать Смоленск международным, уже начинает получаться.

Календарь есть на нашем сайте, желающих присоединиться приглашаем. Лучше делать это заранее: если по дороге с дачи вы услышите рев моторов на автодроме и решите с наскоку проверить свои силы, то просто не попадете в график заездов.

Подпишитесь на «За рулем» в