Статистика: Смена лидера
Согласно статистике продаж новых автомобилей в России за 2011 год «классика» откатилась в рейтинге самых популярных машин сразу на четвертое место. Хотя всего лишь год назад пребывала на первом. Даже самые лояльные покупатели больше не могут закрывать глаза на тот факт, что модели 2104, 2105 и 2107 устарели на несколько десятилетий. И это уже не компенсирует даже рекордно низкая цена. Вот и удостоили ветераншу «деревянной медали». «Классика» сдалась бы и раньше, но в прошлом году ее удержала государственная программа утилизации. Однако в 2011-м программу свернули, и удалось продать только 112 522 экземпляра, что на 19% меньше, чем в 2010-м.
Так что теперь в рейтинге новый лидер – Lada Kalina (ага, «желтая майка»). Хотя и это уже отнюдь не новинка (выпускается с 2004 года). Недаром АВТОВАЗ планирует рестайлинг, рассказ о котором на следующих страницах. Заодно Кalina должна получить автоматическую коробку передач, как и Granta. Как это повлияет на рейтинг, посмотрим. Пока же за год продали 142 930 автомобилей семейства, на 31% больше прошлогоднего результата.
На втором месте Lada Priora, проданная в количестве 138 697 экземпляров (+11%), на третьем – Samara, 122 473 автомобиля (+16%). Классическая «Нива», которую называют теперь 4х4, отстает, занимая только 10-ю строчку рейтинга. Таких машин в прошлом году продали 60 738 штук (хоть и на 36% больше, чем в 2010-м).
Фон стабильный
Наш АВТОВАЗ остается первым в списке лучших брендов: общий объем продаж автомобилей марки Lada за год − 578 387 экземпляров. Вторым, как обычно, идет Chevrolet с 173 484 проданными машинами. Прирост относительно прошлого года составил 49%. И «серебро» этот автопроизводитель удерживает у нас с 2007 года. Ему здорово помогает Niva, которая делает едва ли не треть всего объема продаж. За год россияне приобрели 54 425 «шнив», что на 54% больше, чем в 2010-м.
Практически догнал Chevrolet Hyundai. Продажи за год выросли на 88%.Четвертое место занял Renault, потеснивший Kia. Хотя разрыв между ними минимальный. Renault продал 154 734 автомобиля (на 60% больше, чем в 2010-м). А Kia удалось реализовать 152 873 машины (рост составил 47%). На шестом месте вновь оказался Nissan. Седьмое место у Toyota, за ней идут Ford и Volkswagen, продавшие 118 031 и 118 003 автомобиля соответственно. VW продемонстрировал лучший рост среди иностранных брендов, увеличив объем продаж вдвое (на 100%), тогда как у большинства других марок этот показатель за год возрос от 20 до 60%. Завершает TOП-10 лучших брендов российского авторынка Daewoo. В числе его бестселлеров все та же Nexia, т.е. Opel Kadett середины 80-х годов ХХ века.
По словам Стенли Рута, представителя Pricewaterhouse-Coopers, средняя цена автомобиля, проданного на территории России в 2011 году, равняется $23 500, или около 736 300 руб. Годом ранее она не достигала $20 000...
Прогноз на будущее
Предлагаем два сценария − пессимистичный и оптимистичный. Правда, разница между ними невелика. Специалисты предсказывают замедление темпов роста российского рынка новых легковых автомобилей, так что в текущем году прорыва, подобного прошлогоднему, уже не произойдет. Однако рост продолжится.
Пессимистичный прогноз.
В 2012-м общий объем продаж новых легковых автомобилей в нашей стране не превысит 2,6 млн штук, а при доминировании негативных факторов может снизиться до 2,3 млн. К таким факторам относится, например, труднопредсказуемость российского рынка. Следует учитывать также рост ставок по автокредитам. В прошлом году банки выдали более 263 000 льготных кредитов на покупку автомобилей, так что каждая десятая новая машина была приобретена «взаймы». В этом году банки будут более прижимистыми. Повлияет и нестабильность в еврозоне, неустойчивость курса евро, которая скажется на инвестициях иностранных автопроизводителей. Плюс прекращение программы утилизации. Замедление темпов роста можно было наблюдать во второй половине 2011-го, и по всем предпосылкам оно продолжится в наступившем году.
По оптимистичному прогнозу объем продаж новых легковых автомобилей в России в 2012 году достигнет 2,8 млн штук. Такую цифру дает, например, Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Некоторое положительное влияние должно оказать, например, пятипроцентное снижение ставки таможенной пошлины на новые импортные автомобили, соответствующее нашим обязательствам по ВТО.
И все-таки это будет меньше того, что удалось продать в докризисном 2008 году. Хотя и здесь эксперты замечают, что негативные факторы носят краткосрочный характер, а позитивные, напротив, долгосрочный. К 2014-му мы будем покупать около 3 млн новых автомобилей в год, к 2015-му − более 3 млн. Спрос стабилизируется только в 20-х годах на уровне более 4 млн.