Китайцы осваивают «Дакар»
Ралли-марафон «Дакар» постоянно мутирует: каждый год меняется маршрут, извиваясь по разным странам; одни команды сменяются другими, происходят необратимые изменения в составе участников… Но есть все же одна константа, которая всегда сопутствует легендарному моторизированному приключению – это запредельный уровень азарта, с которым каждый год великое множество спортсменов решают на две недели отказаться от мирских удовольствий, променяв их на ежедневный смертный риск и невыносимый гоночный быт. Ради чего?
Каждый ищет в «Дакаре» что-то свое. Это добровольный тест на прочность, на который обрекают себя люди; и принудительное испытание для техники, на долю которой выпадают, как и положено металлу, нечеловеческие муки. Это надежный, но очень непростой способ получить признание, вопрос дефицита которого для многих стоит особенно остро. А победа… Победа, знаете ли, тоже бывает разной. Конечно, можно считать и так, что победитель всегда один, а остальные – проигравшие. Но порой даже сам по себе факт участия вполне тянет на победу!
Участие в «Дакаре» – это уже грандиозное событие, требующее серьезных материальных, инженерных и человеческих ресурсов. И когда компания Great Wall Motors решила создать собственную заводскую команду, она не ставила перед собой сверхзадач: понятно, что выиграть ралли первым блином не получится, но очень важно было не налепить комьев. Впервые китайцы заявились в Южной Америке в 2010 году, делегировав специально подготовленный Hover под управлением заводского гонщика Джоу Юна. Начали они издалека – машина финишировала на 33 месте. Но в январе 2011-го китайцы предприняли очередную попытку покорения «Дакара» и достигли большего успеха: Hover привез команде 22 место. Но на достигнутом явно никто останавливаться не собирался.
Усердие китайцев не может не вдохновлять. Компания Great Wall Motors, которая еще совсем недавно производила простенькие автомобили, целиком подсмотренные у японских коллег, нынче участвует в сложнейшем соревновании международного уровня, объезжая куда более именитые марки! Да, в китайской команде много европейцев, однако привлекать светлых разумом и богатых опытом иностранцев к созданию современных автомобилей в Поднебесной уже научились. И седьмое место в «Дакаре» – это своего рода лакмусовая бумажка, которая дает понять: автоспорт для китайцев настоящий полигон, на котором уже слышны выстрелы, направленные в сторону серийной продукции. Окно в своей Великой Стене наши азиатские друзья рубят
круглосуточно.Конечно же, дакаровские «Ховеры» разительно отличаются от серийных автомобилей, но это абсолютно нормальная история: что немецкие MINI, подготовленные командой X-Raid что наши легендарные КамАЗы – все эти машины лишь отдельными деталями напоминают своих гражданских однофамильцев.
Начинка «Ховеров» весьма интернациональна, ибо гоночные компоненты по большому счету не имеют национального признака: оружие победы должно быть собрано из лучших деталей. Как и в прошлом году, строить машину китайцам помогали французы из команды SMG под чутким руководством конструктора Филиппа Гаша, чьи специально подготовленные багги хорошо известны в мире ралли-рейдов.
Гоночная машина похожа на серийный Hover лишь внешне, да и то издалека. Оказавшись около этого спортивного снаряда, отчетливо понимаешь, что с легковым автомобилем прототип не имеет ровным счетом ничего общего: это прочнейшая клетка, прикрытая легкими пластиковыми панелями. Подвеска с огромными ходами, в которой работают сдвоенные амортизаторы Reiger Racing, мощнейшая защита спереди, развесистые воздухозаборники на крыше и по бокам – на обычной машине вы такого не увидите. В полых порогах к трубам каркаса прикручены разномастные гаечные ключи, домкрат и даже полуось, а в спартанском кокпите стоят два гоночных ковша и штурманское оборудование.
Кстати, работа над прототипами ведется беспрестанно: например, в прошлом году гоночный Hover приводился в движение 3-литровым бензиновым двигателем, а нынешний получил более тяговитый и менее прожорливый турбодизель объемом 3,2 литра мощностью в три сотни «лошадей» – да-да, в автоспорте топливная экономичность тоже важна!
Карлос Соуза, пилот команды Great Wall Motors, экипаж №307:
Когда в апреле 2011 года ко мне обратились представители Great Wall с предложением принять участие в «Дакаре-2012», я сказал «да». У меня была возможность испытать эту машину в Марокко; и тогда мне понравился как сам автомобиль, так и дизель. Я согласился, потому как единственное, о чем меня попросили китайцы – просто доехать до финиша. Глава Great Wall сказал мне при встрече: «Карлос, нам нужно, чтобы две машины доехали до финиша без травм, без происшествий и без аварий; и 15 место нас устроит». Я сказал – ОК!
С таким подходом к делу, который я неожиданно для себя обнаружил во время работы с китайскими товарищами, я понял: они не успокоятся, пока не выиграют «Дакар». И поэтому я с ними в одной команде.
Джоу Юн, пилот команды Great Wall Motors, экипаж №345:
В этом году у нас гораздо более сильная команда, и автомобили ей вполне соответствуют. У моего нового штурмана огромный опыт, но и требования огромные. Однако благодаря этому обстоятельству я очень много учусь и постоянно повышаю свое мастерство.
Хотя на самом первом этапе у нас возникли трудности с системой охлаждения, в дальнейшем серьезных технических проблем не возникало. Когда экипаж Карлоса Соузы застрял в песках на 11 этапе, мы дважды помогали ему выбраться. Это стоило нам 50 минут, но командная взаимовыручка – прежде всего! 20 место в итоговом протоколе – это совсем неплохо, так что свою программу-минимум мы реализовали достойно. А главное устремление для нашего экипажа – это войти в топ-десять.
Дон Мин, вице-президент Great Wall Motors, руководитель спортивной команды:
Сразу после окончания последнего этапа я позвонил Ван Фэнин, президенту Great Wall Motors, и он был очень доволен итоговым результатом. То же самое я могу сказать и про себя. Самый весомый повод для радости это, несомненно, тот факт, что впервые в истории ралли «Дакар» китайская команда вошла в победную десятку. Кроме того, мы чрезвычайно довольны прогрессом Джоу Юна: в прошлом году он занял 22 место, а в этом финишировал уже двадцатым.
В этом году у нас два автомобиля, да и сама команда заметно разрослась: только на Дакаре работает порядка 40 человек – и это не считая сотрудников, которые круглосуточно мониторят ситуацию в Китае, публикуют новости и оказывают постоянную поддержку по любым вопросам даже в условиях 13-часовой разницы с Китаем. В команде сейчас представители четырех национальностей – это китайцы, португальцы, французы и итальянцы. Вы видите только двух пилотов и двух штурманов, однако за ними стоит слаженный коллектив, который ежедневной тяжелой работой и самопожертвованием прокладывает гонщикам путь к подиуму.