Добросовестный или неосторожный?
АКТУАЛЬНО
/ПРАВО
ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ИЛИ НЕОСТОРОЖНЫЙ?
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ЗАГЛЯНУЛ В ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС
Транспортные средства, ввезенные на территорию России с нарушением таможенных правил, не могут быть конфискованы у лиц, которые приобрели их в ходе оборота внутри страны, если эти лица, покупая их, не знали и не могли знать о незаконности ввоза.
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
В самом конце минувшего года Конституционный суд РФ принял определение по делу о проверке конституционности положений двух статей Таможенного кодекса РФ. Речь в них, в частности, шла о праве таможенных органов конфисковать автомобили, не прошедшие таможенное оформление.
ПРЕДЫСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
Начиная примерно с 1998 года, наши правоохранительные органы заметно активизировали розыск автомобилей, не прошедших таможенное оформление. Слов нет, борьба с преступниками - дело архиважное, если, конечно, при этом не страдают совершенно невинные граждане. Откуда, к примеру, Иван Петрович знал, что пятилетний "Пассат", купленный им в автосалоне, был ввезен в Россию через Белоруссию (с которой у нас, с одной стороны, союз, а с другой - разное таможенное законодательство) и не прошел таможенную очистку в РФ... И оказался наш покупатель (как, впрочем, еще более 10 тысяч российских граждан) у разбитого корыта. Ни денег, ни автомобиля. Куда в таком случае податься? Конечно, в суд - самый, как известно, справедливый в мире. Тут-то и возник юридический "казус", который, наконец, взялся рассмотреть Конституционный суд.
А ТЫ КТО ТАКОЙ БУДЕШЬ?
КС определил, что транспортные средства, ввезенные на территорию России с нарушением таможенных правил, не могут быть конфискованы у лиц, которые приобрели их в ходе оборота уже внутри страны, если эти лица, покупая их, не знали и не могли знать о незаконности ввоза. Этих людей (юридически - "добросовестных приобретателей") также нельзя теперь заставить оплатить таможенные сборы.
Это большой прорыв и этому нельзя не радоваться. Но Конституционный суд постановил еще, что по решению таможенного органа автомобиль, ввезенный в страну с нарушением правил, может быть арестован на время, пока идет следствие (правда, это решение можно обжаловать в суде). И тут наступает самое интересное: таможенный орган сам обязан доказать вину приобретателя, в противном случае последний считается "добросовестным". Если выяснили, что, допустим, тот же Иван Петрович сознательно нарушил закон - по закону и ответит. И одной конфискацией не отделается. Но если "добросовестный приобретатель" не знал и не ведал...
Теперь в нашем лексиконе появляется новый термин - "неосторожный приобретатель". Это тот, кто в момент приобретения имущества не проявил "ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства" (произнести нелегко, но так записано) и, значит, "можно говорить о его вине в форме неосторожности". В переводе на русский это означает, что, если вы купили, к примеру, "Мерседес" за 10 тыс. долл., а в этот же день все другие осмотренные машины той же модели стоили по 20 тыс., - вы "неосторожный приобретатель" со всеми вытекающими последствиями. Должны были заинтересоваться, почему так дешево! Не интересовались - отвечайте! Автомобиль можно, по определению КС, конфисковать, хотя у вас остается право призвать к суду продавца и потребовать у него возместить убытки. Так что если уж попали в подобную ситуацию - лучше не сидеть сложа руки и надеяться на "презумпцию невиновности", а самому постараться собрать максимум доказательств того, что вы - "ни сном ни духом". В идеале это - и справки из комиссионного магазина, где оформлена покупка, и из ГИБДД, где вы "пробили по базе" машину.
А вот у добросовестного приобретателя (если его признает таковым суд) все будет хорошо. Как объяснил заместитель председателя ГТК РФ Юрий Азаров, по решению суда свое злосчастное транспортное средство он получит назад, а таможенные органы займутся поиском тех граждан, которые ввезли автомобиль. И будут это делать до тех пор, пока не пройдет три года с момента пересечения границы. Тогда истечет срок давности за подобные нарушения (так решил наш КС), и, видимо, по решению суда (или таможенного органа - пока ясности нет) нерастаможенный СААБ приравняют в правах к любым отечественным "Жигулям".