Не на багамах живем!

НЕ НА БАГАМАХ ЖИВЕМ!

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ

НЕ НА БАГАМАХ ЖИВЕМ!

ПОЧЕМУ ЗИМОЙ МОТОР НЕ ЗАВОДИТСЯ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МОРГУЛИС

Смею утверждать: если ваш автомобиль в безукоризненном состоянии, то до минус 25, на которые мотор рассчитан, он должен пускаться без проблем. Но где вы видели у нас такие машины? Даже на конвейере они отрегулированы далеко не идеально. А если еще какое-то время послужат неопытному хозяину?

Начнем не с зимы, а с осени, когда мотор пускается не хуже, чем летом. В это время иной автовладелец (не только новичок) напрочь игнорирует мелкие неполадки: чуть-чуть не тот уровень топлива в поплавковой камере, не очень четко "запирает" ее игольчатый клапан, слегка закоптились свечи. Или немного "ушло" опережение зажигания, подсел аккумулятор, снизилась компрессия и т.д. А какое-то снижение мощности или небольшое увеличение расхода топлива вообще не достойно внимания. Между тем за осенью следует зима...

А У НАС НА РУСИ

...Вчера трещал мороз, а нынче - оттепель, пошел снег с дождем... И чей-то мотор уже не заводится. Если при нуле градусов батарея не способна крутить стартер, ситуацию даже не обсуждаем, хозяину - позор! Но когда стартер бодро жужжит, а ни одной вспышки нет, скорее всего виновато зажигание. Точнее - его отсутствие.

Прежде всего проверим, доходит ли высокое напряжение до свечей. На деталях остывшего двигателя влажный воздух оставляет росу. Совсем плохо, когда на изоляторах свечей грязь, копоть: отсырев, они еще лучше "воруют" ток. Высокое напряжение успевает сбежать на "массу", так и не щелкнув искрой на свече. Сырость способствует утечкам тока и с высоковольтных проводов, а влажная крышка распределителя зажигания может задать настоящую головоломку! Здесь лучший "инструмент" - сухая тряпка или бумага, хорошо впитывающая влагу. Протер - и мотор завелся (фото 1-3). Такое часто бывает.

Впрочем, многое зависит и от состояния рабочей части свечи. Если изолятор центрального электрода покрыт нагаром, способным вызвать утечку высокого напряжения, это, в свой черед, может помешать пуску. А причина нагара бывает в том, что свечи по своей температурной характеристике "холодны" для зимы (см. ЗР, 2001, № 9), их надо заменить более "горячими". Нагревшись сильнее, изолятор станет, как положено, самоочищаться.

"СЛАДКАЯ ПАРОЧКА"

...Это, конечно, приелось. Но если у забывчивого автолюбителя слабый аккумулятор и густое, летнее масло в картере, то уже в десятиградусный мороз парочка окажется горькой. Сегодня самая популярная у нас - классификация вязкости масел по системе SAE. Один пример - масло 10W40. Буква W намекает на его принадлежность к зимним (от английского winter - зима), а число 10 показывает важнейший для пуска класс вязкости - при низких температурах. В данном случае (см. рис.) допускается 20-градусный мороз. При 25-градусном число перед буквой не выше 5. А летние масла (без буквы W) русской зимы вообще не приемлют.

Кто лучше вас должен знать, в каком состоянии батарея? Себя же не обманешь! Слабая не раз потреплет нервы и либо заставит чаще заниматься ею, либо потребует замены.

Кстати, о подзарядке. Немало тех, кто считает: коль мотор заводится и до работы на другом конце города довозит, к чему подзаряжать батарею? Это совсем не так. При частых холодных пусках (особенно если они затруднены) и коротких поездках, да еще в темное время, даже исправная батарея не успевает "дозарядиться". Холодный электролит усугубляет картину, требуя более высокого зарядного напряжения. А оно маловато. Поэтому зимой надо взять за правило - следить, в каком состоянии батарея - и при малейших отклонениях подключать к внешнему источнику тока, чтобы зарядить полностью.

Правда, не обходится без казусов. Порой даже опытные автолюбители грешат на слабость батареи, хотя она в полном порядке. Но... стартер не крутит! Это знакомо многим "бывалым". Работающий стартер (в особенности, при большой нагрузке, когда требуется расшевелить застывший двигатель) потребляет ток в сотни ампер. И если где-то в электрической цепи проводимость недостаточна, стартер откажет. Многим наверняка случалось чистить клеммы батареи (фото 4). Казалось бы, лишь слегка окислились, аккумулятор и подзаряжается, и маломощные потребители питает, а стартер не работает... Коварный дефект.

Иногда окисляются и теряют большую часть проводимости соединения силовых проводов с "массами" кузова и двигателя. Их тоже приходится зачищать.

О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ

Успешный пуск зависит не только от стартера и зажигания. Нужно, чтобы в цилиндры поступала рабочая смесь паров бензина и воздуха в весовом соотношении, примерно, 1:15. За "правильным питанием" мотора следит (в нашем случае) карбюратор, но это когда двигатель работает. А если он, промороженный, только-только "прокручивается" стартером? В таких условиях бензин слабо испаряется. Если не вмешаться в работу карбюратора, рабочая смесь в цилиндрах останется очень "бедной", с очень малым количеством паров бензина. Такую факелом не зажжешь, не то что искрой! Значит, нужно значительно увеличить поступление бензина в цилиндры. Тогда возле электродов свечей окажется достаточно обогащенная рабочая смесь, способная воспламеняться, хотя значительная часть бензина, не испарившись, будет выброшена в систему выпуска.

Здесь важно "не перебрать"! Об этом написано и сказано много. При первых же вспышках в цилиндрах заслонка пускового устройства должна автоматически приоткрыться ровно настолько, чтобы обеспечить правильный состав смеси в начале работы двигателя. Если заслонка останется закрытой, после первых же вспышек поршни "насосут" в цилиндры столько лишнего бензина, что он, залив свечи, не даст им работать. Да и смесь переобогатится: мотор, едва тронувшись, остановится. И, наоборот, если заслонка откроется слишком сильно, смесь чрезмерно обеднится и опять-таки перестанет сгорать. Короче, от исправной работы пускового устройства зависит очень многое. Поэтому, единожды "настроив" этот простейший автомат, вы избавите себя от многих зимних хлопот с пуском.

А закончим тему "питания" следующим. Не все российские автомобилисты знают о существовании двух разновидностей бензина - "летнего" и "зимнего". Этой темы сторонятся и владельцы АЗС, и, тем более, производители топлива. У "зимнего" испаряемость иногда в 2-3 раза выше, чем у "летнего", но производство его дороже, а хранение и транспортировка требуют надежных, герметичных емкостей. Не желая тратиться, производители бензина создают трудности тем, кто его потребляет. Часто совершенно исправный мотор уже в 15-градусный мороз не заводится только потому, что в его цилиндрах - топливо, не способное испариться. Это далеко небезобидно. Холодный пуск многократно ускоряет износ мотора, так как неиспарившийся бензин смывает со стенок цилиндров, поршней и колец смазку. Пусть это зимой неизбежно, но последствия должны быть сведены к минимуму быстрым пуском двигателя.

1. Темный и влажный налет на изоляторах свечей может помешать их работе.

2. Высоковольтные провода должны быть чистыми и сухими.

3. Из крышки распределителя удаляем пыль и влагу.

4. Очищаем клеммы батареи (лучше - латунной щеткой, чтобы "расход" металла был минимальным).

Взаимосвязь температуры среды и рекомендуемого класса вязкости масла для двигателей ВАЗ.

Подпишитесь на «За рулем» в