Хорошо сидим!
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ЭКСТРИМ
ХОРОШО СИДИМ!
КАК ВЫЗВОЛИТЬ АВТОМОБИЛЬ ИЗ СНЕЖНОГО ПЛЕНА
ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
Зимой дни становятся короткими, а дороги - скользкими. В эту пору управлять машиной особенно тяжело. Одно неверное движение, и ты уже "пилотируешь", выбирая сугроб помягче. Вернуть беспомощно барахтающуюся в снегу машину на твердую почву не так-то просто. Тем более, что в автошколах этому не учат. Вот мы и попросили поделиться опытом наших "бывалых".
Увязнув, первым делом покиньте кабину и оцените ситуацию. Упорно газовать, надеясь, что машина вдруг поедет, - опрометчиво. Чем глубже яма, вырытая крутящимся вхолостую колесом, тем больше сил отнимет лопата. Иное дело - попытаться раскачать автомобиль. Прием эффективный, но требующий определенного навыка. Новичку можно упростить задачу - попробовать тронуться со второй передачи. Но сцепление при этом наверняка подгорит. Стоит ли овчинка выделки, решайте сами. Еще один способ - снизить давление в шинах до одной атмосферы. Не перестарайтесь! При 0,5 атм и ниже покрышка уже может провернуться на ободе.
Часто до победы не хватает чуть-чуть, одной человеческой силы. Используйте собственную. Задача в том, чтобы заставить машину буксовать самостоятельно, без участия водителя. На карбюраторной версии, например, довольно включить передачу и вытянуть "подсос". Остается лишь навалиться как следует. Но прежде позаботьтесь, чтобы освобожденный автомобиль не уехал от вас "куда фары глядят". Выдерните центральный провод из крышки распределителя, закрепите его так, чтобы он держался за счет упругости резинового колпачка и привяжите к нему, скажем, шнурок от ботинка. Как только понадобится, тяните за шнурок. Провод выскочит, и авто остановится. Правда, способ хорош, когда кругом много места. Вдруг что-то не сработает...
Вот, пожалуй, все, что можно сделать голыми руками. Самое популярное подручное средство - домкрат, присутствующий, как правило, в каждой машине. Возможно придется увеличить опорную поверхность подпятника, подложив, скажем, запаску. Затем вывешиваем буксующее колесо и кладем под него все, что есть поблизости: валежник, доску, телогрейку... Хорошо, если в багажнике найдется кусок сетки-рабицы. Но если там нет и домкрата, отправляйтесь в лес. У нас его не чистят и найти подходящее бревно (вагу) не проблема. Используем лесину в соответствии с золотым правилом механики (проиграв в расстоянии, выиграем в силе). К сожалению, в одиночку замостить яму под колесом будет нелегко - рук не хватит. Тут сгодится другой способ. И домкрат, и вагу можно завести под фаркоп - и, повыше приподняв заднюю часть кузова, переставить ее. В последнее время в магазинах развелось много всяких "пауков" на ведущие колеса. Вещь полезная. Но, по нашему опыту, в сыпучем снегу малоэффективная.
Исчерпав внутренние резервы, обратимся к внешнему источнику - буксиру. Порода тягловой силы особой роли не играет. Ею может служить лебедка, лошадь, трактор, автомобиль. Но два последних любят тянуть "с рывка", поэтому трос и буксирная проушина здесь требуются попрочнее.
Застропить съехавшую в кювет "шестерку" удалось без труда - под бампером удобно расположены буксирные проушины. Однако попытка вытянуть ее назад строго по колее успехом не увенчалась. Тронувшись с места, машина скользила вдоль кювета, грозя опрокинуться. Пришлось изменить направление. Тягач поставили почти под прямым углом к "летчику". Дело сразу пошло на лад и через минуту последствия "аварии" были ликвидированы. Мораль - водитель буксира должен быть с головой. Кроме того, ему нужно видеть спасаемый объект или хотя бы руководствоваться жестами партнера. Иначе услуга может оказаться медвежьей.
В отличие от "шестерки", "Москвич" не приспособлен к принудительному движению задним ходом - на корме нет ни одного места, к которому можно привязать веревку. Ближайшие подходящие отверстия - в колесных дисках. Но при этом тянуть машину можно только назад и влево, чтобы поперечная реактивная тяга заднего моста (тяга Панара) работала на растяжение. Иначе хлипкая конструкция легко согнется и без эвакуатора тогда не обойтись. А чтоб не искушать судьбу, лучше заранее побеспокоиться о фаркопе.
Нечто подобное можно сказать и о "Волге". Ее, впрочем, без вреда можно цеплять за серьгу рессоры. Но чтобы не искать это место уже в сугробе, трос лучше привязать заранее, перед экстремальной поездкой. А второй конец убрать до поры в багажник.
Но, захлопнув крышку, успокаиваться не стоит. Иногда канат и тягач - условия необходимые, но не достаточные. Предположим, машина ушла в глубокий кювет под прямым углом. Да так, что над дорогой возвышается только задний бампер. Трос, натянутый параллельно асфальту, в основном будет прижимать хвост машины к земле. И лишь малая толика силы будет действовать в правильном направлении. Да, у гусеничного трактора мощи хватит, кого хочешь вытащит. В крайнем случае по частям, сначала оторвет задок, а потом, второй ходкой, все остальное. Между тем бедолагу без труда можно вызволить легонькой "Нивой". Надо только добыть пару бревен и связать "козлы". Пропущенная через вершину веревка потянет туда, куда надо.
И совсем немного о снаряжении. Тросы, продающиеся в магазинах запчастей, предназначены для буксировки автомобиля. И на экстремальные нагрузки не рассчитаны. Нам, по крайней мере, не повезло. Хлипкими оказались и крюки-наконечники. Постарайтесь обзавестись плетеной капроновой веревкой или парашютными стропами.
А заодно научитесь вязать узлы. За сотни лет их изобрели немало. Нам нужны те, что не затягиваются намертво и распускаются одним движением. Решать вопрос топором невыгодно - хороший трос дорого стоит!
Приведем несколько наиболее удачных на наш взгляд узлов, полезных при работе с такелажем. Начнем с тех, что нужны для связывания тросов:
1. Змеиный узел. Считается одним из самых надежных для связывания синтетических тросов.
2. Охотничий - названный по имени его изобретателя, доктора Хантера (в переводе с английского - охотник). Отлично держит на всех тросах, включая самые тонкие синтетические лески.
3. Ткацкий узел - воплощение надежности и простоты.
Чтобы привязать трос к проушине автомобиля и потом легко развязать, есть свои узлы.
4, 5. Беседочный или булинь. Один из древнейших и самых удивительных узлов, придуманный человеком. Он был известен еще за 3000 лет до нашей эры! Существует много способов его вязки. Приводим два: первый - для обычной капроновой веревки, второй - подходит для толстого стального каната, используемого при буксировке грузовиков. Главное достоинство этого узла в том, что петля с ним не затягивается.
6. Калмыцкий узел - практичный и надежный. Быстро развязывается, если потянуть за ходовой конец.
7, 8. "Мокрый" полуштык и ведерный узел как бы сильно не были затянуты, всегда легко развязать.
9. Курьерский узел - служит тем же целям, что и предыдущие, но развязывается не так быстро.
10(а, б), 11. Чтобы укоротить слишком длинный трос или исключить из него участок с порвавшимися прядями, используют колышку ("баранью ногу") или олимпийский узел.
Естественно, обувать автомобиль надо по сезону. От самой распрекрасной дождевой покрышки в снегу толку мало. Зато специальные зимние выручат не раз. Мы, например, все трюки исполняли на новой модели ярославских шин Я-620 NAST-II - предыдущий вариант Я-512 показал в нашем тесте (см. ЗР, 2001, № 9) очень хорошие результаты. Новинка вела себя весьма достойно.
Обязательно возите лопату. Не компактную саперную, а добротную снеговую. Топор тоже должен быть полноразмерным. Кусок сетки мы уже упоминали. Ну, а если часто отклоняетесь от накатанных путей, не поскупитесь на хорошую лебедку. Жизнь показывает, что снаряженный для бездорожья автомобиль в безвыходные ситуации не попадает.