Если не гонки, то горы

ЕСЛИ НЕ ГОНКИ, ТО ГОРЫ

СПОРТ

/ЛИЧНОСТЬ

ЕСЛИ НЕ ГОНКИ, ТО ГОРЫ

ЧТОБЫ ПОКОРЯТЬ ВЫСОТЫ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО БЫТЬ АЛЬПИНИСТОМ

ТЕКСТ И ФОТО / ОЛЬГА КОРНЕЕВА

Станислав Грязин за три года прошел путь от дебютанта до чемпиона России по ралли - случай просто из ряда вон. Мало того, в его планах - элита мирового ралли, чего пока не удавалось никому из россиян. И это не кажется прожектерством: наш собеседник, помимо гоночного дара, наделен незаурядным упорством.

Родился Грязин 12 июля 1969 года в Каменске-Уральском, там закончил школу, потом поступил в Московский физико-технический институт. Со студенческих лет занимается бизнесом. Живет в Москве с женой и двумя сыновьями.

- Ходили слухи, что ваш чемпионский " Мицубиси Лансер" не соответствует требованиям группы N - почти серийных автомобилей. Дескать, уж больно быстр... В чем секрет?

- Да что вы, какие секреты? Все они давно известны - опыт и высокий уровень инженеров, механиков, всей команды. Никто, скажем, в России так не усиливает кузов, как мы. Сварщик-"профи" возится с ним больше месяца. В двигателе же мощность - результат настройки электроники. Этим занимается Дмитрий Еремеев, и надо сказать, очень хорошо. И еще одно - сборка автомобиля в целом. При этом он немного весит. Моя "Мицубиси" сейчас самая прочная, мощная и легкая в России. И это тоже ни для кого не секрет.

- Вы бизнесмен, а в бизнесе важно все заранее взвешивать, прикидывать. Гонки же, особенно ралли, это во многом экспромт. Откуда взялось желание стать гонщиком?

- Меня всегда тянуло к предельно возможному. Смотрел по телевизору редкие репортажи с гонок и хотел ездить так же - например, с заносом проходить повороты. Я тщательно штудировал раздел "Школа юного гонщика", когда-то был такой в журнале "За рулем". Одалживал у отца "копейку" и учился на ней. Спасибо, он не всегда возражал, даже когда стукнул ее о дерево. Через несколько лет по объявлению в газете купил "Лянчу" и стал осваивать приемы спортивной езды.

- Как вы пришли в большой спорт?

- Старая "Лянча" часто ломалась, тех, кто силен в ремонте машин этой марки, в Москве единицы. Среди них мастер спорта Евгений Гуленков. Мы подружились, и я прошел у него школу контраварийной подготовки. Потом проехал две гонки и - "заболел".

- Были у вас другие учителя?

- В общем-то, нет. Позже общался уже с западными гонщиками-соперниками. Ездил на тесты с Юкой Пухаккой, чемпионом Финляндии. Он все подробно объяснял, не боясь, что опыт уйдет к конкуренту, а я усваивал. Все-таки не все зависит от настройки машины, еще и от мастерства пилота. Говорят же - век живи, век учись. Вот когда бывают затруднения с выбором резины, просто смотрим, что ставят топ-пилоты.

- Едва ли не с начала гоночной карьеры вы стали выступать за рубежом. Не так ли?

- Я поставил себе цель - достичь максимум того, что успею. В автоспорте есть возрастные ограничения, а я начал поздновато. Прогрессируешь быстрее, когда высоко поднята планка.

- И каким вам представляется "максимум"?

- Попасть в ту небольшую группу, которая может быстро ездить на "уорлд ралли карах" - машинах класса WRC. Я понимаю, меня вряд ли пригласят в заводскую команду, но все равно буду стремиться достичь класса топ-пилотов. С этого года начну осваивать WRC. Для начала купил трехлетнюю "Тойоту-Королла" в боевом состоянии. Она уступает своим одноклассникам, но на ней еще можно побеждать. Немец Армин Кремер выиграл чемпионат Европы-2001 именно на "Королле"...

- Все три года вы выступали практически без спонсорской поддержки. Как сейчас обстоят дела?

- Идут переговоры о долгосрочном сотрудничестве. Если сложатся удачно, одной головной болью на несколько лет будет меньше.

- Помнится, 2000 год для вас был годом больших аварий и разбитых автомобилей. Что вы можете сказать о прошедшем 2001-м?

- Особых открытий не было, но чему-то научился. Мало сходов, обошелся без серьезных аварий. Самое приятное - выросла стабильность, вероятность финиша теперь высокая. Это считаю своим достижением.

- И своей команды?

- Я очень доволен моей командой "GS-ралли" - ведь она достойно обслуживает автомобили гонщика, выступающего в чемпионате мира. Это в России могут очень немногие. Руководит командой мой штурман Дмитрий Еремеев, он же и главный инженер. Я занимаюсь бизнесом, он - командой.

- Можно поподробнее о штурмане?

- Это мой друг юности, мы с ним вместе работали. Автогонки были любимой темой наших разговоров. Когда я решил заняться ралли, предложил и ему попробовать. Мы хорошо понимаем друг друга, мы - экипаж. Как штурман он "чувствует" меня-пилота, я ему доверяю, считаю настоящим профессионалом. Он тоже начинал с нуля, тоже учился у Гуленкова.

- Вы чемпион страны, заняли третье место на этапе чемпионата мира на Корсике. Поделитесь планами на следующий год.

- В России ни в одном ралли не участвую. Моей "Тойоте" предстоят семь зарубежных асфальтовых гонок. Она - "асфальтовая" модификация, а переделывать машину "туда-обратно" дорого. Сначала надо просто, как мы говорим, вкатиться в машину. Гравийные ралли проеду на "Мицубиси" - это несколько прибалтийских гонок и пара этапов чемпионата Финляндии. Все будет зависеть от того, смогу ли я вообще обуздать WRC. Это ведь машина совсем другого уровня.

- На этапах чемпионата Европы больше шансов добиться успеха, обратить на себя внимание. Почему вы не выступаете там?

- Мне не надо привлекать внимание, я совершенствоваться хочу. В чемпионате мира участвуют действительно лучшие. А на "Европе" - те, кто может станет лучшим в будущем. Или не стать, если нет данных. Мировой же чемпионат точно дает понять, что ты представляешь собой в ралли. Можешь сравнивать себя с лучшими, видеть свои ошибки, думать и искать резервы.

- Какие трассы вы предпочитаете?

- Лучше у меня получается на асфальте, но у каждой трассы своя специфика, везде очень интересно. Зимние, например, позволяют больше рисковать.

- А как вы ездите в повседневной жизни?

- Ну... Когда тороплюсь, то выключаю все лампочки, чтобы народ не шарахался и можно было объехать. Что бы там ни говорили, грамотный "тихий" слалом гораздо быстрее, чем сирены и дальний свет.

- Некоторые пилоты "очеловечивают" свои машины, дают им собственные имена...

- Имен не даю, но у каждого автомобиля свой характер. Для меня это очень значимо. Вообще, к машине отношусь как к особи мужского пола, достаточно своенравной и агрессивной. А к спортивной еще жестче. Из нее требуется выжать максимум, но так, чтобы она финишировала. Иногда приходится даже калечить - знаешь, что потом ее вылечат. И в машине "на каждый день" прежде всего ценю надежность, чтобы в любой момент завелась и поехала. А если отказывает, воспринимаю это как подлость со стороны друга, и у меня уже к ней отношение меняется.

- Ваша самая большая мечта?

- КАЛЕНДАРЬ

ФЕВРАЛЬ

РАЛЛИ / 2-3 "Русская зима - Мороз", чемпионат России, Москва-Раменское. 16-17 "Луга", Кубок России, Луга. 16-17 "Медведь", Кубок России, Ярославль. 23-24 "Снежная Ладога", традиционное, Лахденпохья (Карелия). ТРЕКОВЫЕ ГОНКИ / 2-3 Чемпионат России (А-1600, финал), Омск.

2-3 Чемпионат России, "Курский соловей" ("Волга", А-1600), Курск. 7-8 Чемпионат России (Супершипы), Москва. 9-10 Традиционная гонка ("Лада-стандарт"), Тольятти. 9-10 Кубок России "Приз Д. М. Карбышева" (А-1600), Омск. 9-10 Кубок России ("Ока-юниор"), Москва. 9-10 "Кубок Эссо-Ультрон" (1600-шипы, Супершипы), Раменское. 16-17 Чемпионат России, "Автозаводское кольцо" ("Волга"), Н. Новгород. 16-17 "Приз города"

(А-1600), Бавлы. 16-17 "Все звезды" (А-1600, Супершипы), Раменское. 23-24 Чемпионат России (Супершипы), Усады. 23-24 Кубок России ("Волга"), Н. Новгород. 23-24 Кубок России (А-1600), Курган. 23-24 Кубок "Волга", Раменское. КРОСС / 9-10 Кубок России, "Приз И. А. Лихачева" (ЗИЛ-130), Бронницы. 16-17 Чемпионат и Кубок России (грузовики, УАЗ), Бронницы. 23-24 Кубок России, "Русская зима" (все классы), Рязань. РАЛЛИ-РЕЙДЫ / 23-24 Чемпионат России, "Лужский рубеж" (джипы), Луга. ЛЕДОВЫЕ ГОНКИ / 2-3 Чемпионат России, "Зимний Разлив", Сестрорецк. 16-17 Чемпионат и Кубок России, Чудово.

Вообще-то изначально их было три. Проехать ралли "1000 озер", и это я сделал. Затем "Париж - Дакар", но со временем это желание куда-то ушло. И еще хочу забраться на очень высокую гору. Если бы не автоспорт, занялся альпинизмом. Полагаю, рано или поздно это произойдет.

Усилиями Грязина впервые за многие годы "Мицубиси" отняла у "Субару" российский чемпионский титул.

Станислав Грязин (справа) и его неизменный штурман Дмитрий Еремеев.

КАЛЕНДАРЬ

МАРТ

РАЛЛИ / 2-3 "Снежная Карелия", Чемпионат России, Петрозаводск. ТРЕКОВЫЕ ГОНКИ / 2-3 Кубок России (А-1600), Ижевск. 2-3 "Каменный цветок" (Супершипы), Екатеринбург. 9 "Русская зима" (А-1600), Омск. КРОСС / 2-3 Кубок России (грузовики), Тюмень. 8-9 "Приз А. С. Иванченкова" (все классы), Ивантеевка. РАЛЛИ-КРОСС / 2-3 Кубок России (легковые), Пенза.

Подпишитесь на «За рулем» в