Событие: знак ВТО на груди у него

После 18 лет споров Россию наконец-то приняли во Всемирную торговую организацию. Каковы обретения и потери от вступления в это экономическое сообщество?

Итак, договорились… Действительно, не пристало России быть вне уважаемой международной организации, в членах которой – практически все страны мира. У ВТО, по идее, важнейшие задачи: выработать единые для всех стран правила торговли и следить за тем, чтобы все государства-члены их соблюдали. Понятна выгода для компаний: они беспошлинно (или с минимальными накрутками) могут экспортировать свои товары в другие страны. Для рядовых граждан тоже вроде бы есть польза: сразу или в перспективе подешевеют импортные товары. Это всё плюсы. К числу минусов относится невозможность (так говорят) защитить слабые отрасли отечественной промышленности от экспансии более качественной зарубежной продукции. И что теперь – радоваться победе или, наоборот, огорчаться, сдавая последние очаги сопротивления нашей экономики?

Думаю, отрасли, которым позволили умереть, тихо скончались задолго до вступления в ВТО, несмотря на заклинания политиков и попытки спасти их путем вливания бюджетных денег. Увы, у нас практически нет гражданского самолетостроения и общего станкостроения, и если уж все попытки их реанимировать в условиях отсутствия конкуренции не привели к успеху…

АВТОПРОМ СПАСЕН!

А вот автомобильная промышленность – есть, на российском рынке бал правят автомобили, собранные в России! Ситуация в автопроме обсуждалась отдельно, и тут наши переговорщики добились некоторых успехов. Например, у нас, как известно, самые высокие в Европе таможенные пошлины на ввоз новых иномарок. Установили такие, чтобы стимулировать местное производство. И теперь договорились с ВТО, что снижать их будут поэтапно. Сначала с нынешних 30 до 25%. В течение трех лет они останутся на этом уровне, а потом ежегодное снижение составит примерно 2,5%. Так что к 2019 году ввозные пошлины составят… 15%.

Останутся преграды и на пути подержанных иномарок. На автомобили старше семи лет пошлина по-прежнему запретительная, на машины от трех до семи она снизится до 25%, а еще через пять лет – до 20%. Зато иностранным производителям, которые разместили свои заводы в России, опасаться нечего: по согласованию с другими членами ВТО режим промсборки (со всеми вытекающими льготами) сохранится.

Единственное, в чем, похоже, прокололись наши переговорщики, – таможенные пошлины на ввоз в РФ иностранных грузовиков. То ли забыли за 18 лет дебатов в Женеве о том, что в России есть свои автозаводы (ГАЗ, КамАЗ, «Урал» и другие), то ли посчитали этот факт не заслуживающим внимания… В общем, пошлины на новые самосвалы (массой от 20 т) сразу после вступления в ВТО должны снизиться с нынешних 25 до 10%, а через три года и вовсе до 5%. Снизятся и пошлины на новые седельные тягачи, а также на подержанные самосвалы. Иными словами, в Россию вполне могут хлынуть дешевые грузовики из Китая и всякое старье из Европы.

Нерешенным остался вопрос локализации. При нынешних условиях, установленных ВТО, развивать в стране производство автокомпонентов становится невыгодно, проще и дешевле ввозить их из-за бугра. Выходят, зря боролись, напрягались, изо всех тащили к нам смежников.

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ТОЧНО ДЕШЕВЛЕ НЕ СТАНУТ – НИ НОВЫЕ, НИ ПОДЕРЖАННЫЕ. ВЕДЬ ЦЕНЫ ДИКТУЕТ РЫНОК, А НЕ СЕБЕСТОИМОСТЬ.

ГЛАВНОЕ – СТАБИЛЬНОСТЬ

При всем сочувствии проблемам производителей хочется все же понять, как отразятся новые правила на кармане обычных автовладельцев. Видимо, никак. Цены диктует рынок, и пошлины здесь играют далеко не главную роль. Например, «Форд-Фокус» в хорошей комплектации, собранный в Ленинградской области (то есть пошлиной он не облагался!), продают сегодня за 700 тыс. руб. Построенная на той же платформе «Мазда-3» в схожей комплектации, но произведенная в Японии, стоит в России... примерно столько же. Вот и вся арифметика: товар стоит ровно столько, за сколько его согласны купить. Так что не резон считать дни до официального вступления в ВТО в надежде сэкономить: полученную разницу в 5% съест инфляция.

Кстати, не похоже, чтобы отечественные производители (в том числе грузовиков) сильно переживали по поводу своих туманных перспектив. Во-первых, документы, оформляющие присоединение к ВТО, должны быть ратифицированы в Госдуме, потом пройти череду разных формальностей, и только тогда (ориентировочно – к июлю) Россия будет окончательно считаться принятой в члены этой уважаемой организации. А за это время может много чего случится: или Госдума заартачится, или какие-то сдвиги произойдут в мире, охваченном экономическим кризисом…

А если все-таки процедура пройдет строго по графику и уже летом в Россию устремятся, скажем, колонны бэушных грузовиков, в распоряжении российских властей остаются нетарифные методы регулирования. Можно вводить не пошлины, а акцизы (они вне сферы деятельности ВТО) или придумывать нормы технического регулирования. Таким образом Европа, например, защищается от китайских автомобилей, а Китай – от европейских. И все при этом состоят в членах ВТО… Куда и нам – добро пожаловать.

ВТО НУЖНА СКОРЕЕ КРУПНЫМ КОМПАНИЯМ, НЕЖЕЛИ ОБЫЧНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ.

НАША СПРАВКА

Всемирная торговая организация (ВТО) образована в 1995 году. Главная задача – создать благоприятные условия для торговли между ее членами, ликвидировать препятствия (пошлины и т. д.) на пути товаров. ВТО – преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). В ней состоят 153 страны, на долю которых в сумме приходится 97% мирового торгового оборота.

Подпишитесь на «За рулем» в