Жвачка, джинсы, рок-н ролл

Что вам привезти из Штатов? Четыре десятилетия назад пределом мечтаний для советских людей были «ливайсы» и винил Элвиса. Теперь из-за океана в Россию плывут и летят автомобили. Встречайте новичка – возрожденную легенду 1990-х «Форд-Эксплорер». Для контраста мы взяли «Хонду-Кросстур» и раздобыли «Ниссан-Мурано» и «Тойоту-Хайлендер».
Nissan Murano, Honda Crosstour, Ford Explorer, Toyota Highlander

ПОП-КУЛЬТУРА

Как и каждый европеец, впервые попавший за океан, я удивлялся отсутствию тротуаров в небольших городках. «А что странного? – с недоумением спросил знакомый абориген. – Страна хочет, чтобы люди покупали автомобили…» Welcome to the United States! Заглядываю в «Ниссан» – и цокаю языком от восторга, ощупывая высококачественную кремовую кожу. Посмотрите-ка, на дверях она еще и собрана в элегантную складочку! В сумерках вся эта роскошь удачно подсвечена светодиодами. Их гламурное сияние застилает взор и отбивает желание ворчать на слишком мягкое и бесформенное кресло и будто специально спрятанные от меня кнопки.

«Хонда» воспринимается иначе. «Кросстур» обернут в простенькие пластики, а дерево на панели выглядит не более натуральным, чем искусственная елка. Но стоит занять место за рулем – и понимаешь: всё это мишура. Сиденье с восемью электроприводами нежно обнимает бока, и лишь очень высокому водителю может чуть не хватить длины подушки и диапазона продольного перемещения. Хороша и навигационная система, просчитывающая пять альтернативных маршрутов и наглядно подсказывающая ближайший маневр.

«Форд» после «Хонды» что бигмак против чизбургера: не откусишь! С лица «Эксплорер» напоминает отъевшегося до неприличия младшенького брата – европейский «Форд-Фьюжн». Если в «Хонду» и «Ниссан» падаешь почти как в легковушку, то в «Эксплорер» карабкаешься и еще долго не пускаешь мотор, потому что здесь есть на что посмотреть. Самобытны приборы с аналоговым спидометром посередине и цифровым тахометром; центральная сенсорная консоль MyFord Touch так и кричит: «Я самая-самая современная!».

Внутреннее убранство «Эксплорера» радует добротными пластиками и кожей.

А что «Тойота»? Неправильно было оставить знакомство с «Хайлендером» напоследок. Потому, дескать, что ему недостает хондовской монументальности и продуманности, ниссановского лоска и фордовского хайтека. Но у каждой медали две стороны. «Хайлендер» не вызывает споров и, положа руку на сердце, нравится большинству, как картофель фри. Вам с кетчупом или со сметаной?

АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ

Под колесами снежная каша, щедро приправленная песком и солью, в стекло лупит снего-дождь с серого темнеющего неба. Все-таки мы и они такие разные! Разве русскому придет в голову назвать коктейль «Противная слякоть» (Nasty Slush)? Именно сейчас, когда сезон замеров на Дмитровском полигоне давно закрыт, интересно положиться на собственные ощущения и оценить тяговые возможности машин. Все оснащены V-образными «шестерками» сопоставимой мощности.

«Мурано» с показателем 249 л.с. – в отстающих. Но отставание только на бумаге! «Ниссан» может гордиться тандемом двигателя серии VQ и вариатора Xtronic CVT не меньше, чем «Твикс» своей сладкой парочкой. Если вы не в курсе, что под капотом вариатор, то можете и вовсе не догадаться. Трансмиссия допускает рост оборотов и отменно пародирует работу традиционного гидромеханического автомата, не нудя на одной ноте, подобно продукции конкурентов. При желании водитель может перелистать все шесть виртуальных передач вручную. Очень понравились и цепкие тормоза, позволяющие точно дозировать усилие и степень замедления.

Но как только шоссе переходит в петляющую двухполоску, «Мурано» пасует. В ответ на отклонение руля «Ниссан» сначала кренится и уже потом берется менять траекторию. Но еще больше хлопот машина доставляет, если под колесами неровное покрытие. Тогда на руль приплывает вся «грязь», а машина скачет на кочках и требует сбросить темп.

В споре дизайнеров и инженеров «Ниссана» явно победили первые – отделка великолепна, а эргономика «Мурано» прихрамывает.

В спринте хороша и «Хонда». Самая легкая в тесте, она мощнее «Ниссана» на 26 л.с. Коробка работает великолепно – с плавными и быстрыми переключениями и, главное, честно. Хотите ручной режим? Пожалуйста: в «драйве» и в драйвовом же повороте электроника удержит выбранную передачу и не уйдет вверх, но со временем, если не трогать подрулевые лепестки, вернется в автоматический режим. Ну а если щелкнуть селектор в «Спорт», то будьте любезны сами переключаться вверх всю дорогу. В быстрых поворотах «Кросстур» ведет себя уверенно – конечно, с поправкой на весовую категорию и дорожный просвет. Чувствительность руля чуть ниже, чем хотелось бы, зато нет и следа нервозности и дерготни на кочках, присущих «Мурано».

Участь «Эксплорера» так же предсказуема, как любая серия «Тома и Джерри»: кот всегда выступает в роли догоняющего, а мышь неизменно удирает. «Форд» напрягается изо всех своих 294 сил, точно перебирает шесть передач автоматическая коробка. Увы, тяжеленный (полигоновские весы показали 2245 кг) «Эксплорер» бессилен против законов физики. Попытка подстегнуть машину с помощью функции ручного выбора скорости SelectShift тоже проваливается. Ею заведуют две кнопочки под большой палец на рычаге передач. Боже, кто придумал такую схему? Пользоваться абсолютно неудобно.

Когда дело доходит до «змейки», «Эксплорер» ожидаемо кренится и недвусмысленно намекает на свой немалый рост. До голливудских спецэффектов на дороге ему далеко. Хороший результат демонстрирует на быстрых прямых «Тойота», не сильно (по ощущениям) отстающая от парадных цифр в собственной спецификации. Автомат лишь слегка задумчив и не столь беззаветно полагается на водителя, как хондовский. Зато коробка логична и не смущает метаниями между передачами, что нередко бывает.

Спокойствие, только спокойствие! Это про «Тойоту». «Хайлендер» не возбуждает дизайнерскими изысками, но добротен и практичен.

А как поведет себя «Хайлендер» в своей одноименной стихии – на горной дороге? На удивление неплохо: машина без истерики скользит передком, если скорость входа в поворот заведомо выше пороговой, и постепенно снос сменяется плавным заносом. Все эти процессы очень толково контролирует система стабилизации, отключать которую, в общем, и не хотелось. Остается последнее испытание: янки ждет заснеженный карьер. Если операция пройдет удачно, выберемся сами, а нет – прилетит вертушка и вытащит нас из «лагеря повстанцев».

ВИДЫ НА ЖИТЕЛЬСТВО

Мысль о вертушке пришла очень скоро. Засевший в сугробе «Мурано» с тоской светил в лес, а я думал о том, где в это время суток раздобыть трезвый трактор. Тут вам не там… Само собой, к этому моменту мы использовали весь потенциал (читай: межосевую блокировку) «Ниссана». Картина вырисовывалась тоскливая: машина с перегретой муфтой ревела мотором, при этом все колеса оставались недвижимы. Остынем. В итоге нам все же удалось вырваться из плена… задним ходом. Спасибо сцепным свойствам «Нокиан-Хакка 5»!

По проторенной тропинке пустили «Кросстур» – обладателя наибольшего дорожного просвета: 200 мм! «Хонда» не оснащена какими либо блокировками, так что уповать оставалось на электронику. Напрасно. С включенной системой стабилизации «Кросстур» не в состоянии раскрутить мотор выше 2000 об/мин. Отключаемся, но и теперь результат средненький: момент перебрасывается назад лишь после того, как передние колеса сделают оборот, и в итоге «Хонда» закапывается.

Визуально интерьер «Хонды» претендует на премиум, на ощупь же пластик черствый.

«Форд» выглядит на фоне соперников многообещающе. Кругляш системы Terrain Management такой же, как на «Ленд-Ровере», один в один. У меня есть выбор между режимами Normal, Mud/Ruts, Sand, Snow («норма», «грязь/колея», «песок», «снег»), которые меняют настройки пакета фрикционов с электромагнитным управлением на задней оси. Засадить «Эксплорер» оказалось делом несложным – аэродинамическая «юбка» под передним бампером моментально нагребла перед машиной сугроб. Выбираться из снега лучше всего в режиме… «песок». Система стабилизации в нем бездействует, а коробка не переключает раньше времени передачи вверх.

По накатанному льду рвемся дальше на «Хайлендере». Едем с опаской. Примитивный (симметричный межосевой) дифференциал не умеет бороться с диагональным вывешиванием. Перебросить момент на колеса со сцеплением для него проблема, да и принудительных блокировок у «горца» нет. Однако с точки зрения геометрии кузова «Тойота» предпочтительнее соперников: у нее большие углы съезда и въезда, солидная стальная защита днища, больше и ходы подвесок. Так что по совокупности свойств «Тойота» оказалась наиболее подготовленной для русской зимы, хотя и не демонстрировала бицепсы.

НЕ ПРОЩУ!

В каждом из тестовых автомобилей, увы, нашлась та червоточинка, которая портит ежедневное общение. «Ниссан» расстроил эргономикой: вы видите, какие кнопки расположены на панели слева от руля? Мы тоже – нет! Спрятанные под консолью клавиши обогрева сидений и блокировки муфты задних колес тоже пристроены не самым лучшим образом.

Nissan Murano. Выключателей не видно.

«Хонда» единственная в компании не имеет электропривода пятой двери. Сильно удивились, что у «Кросстура» нет элементарного маршрутного компьютера. «Форд» переплюнул обоих: для «Эксплорера» на момент написания материала невозможно было заказать штатную навигацию. Сенсорная консоль MyFord Touch выглядит на все сто, но пользоваться ею на ходу не очень удобно. Хотел аварийкой сказать короткое спасибо, но так долго не мог выключить ее, что получилось: «Огромная вам благодарность и низкий поклон, что пропустили».

«Тойота», занимающая от четверти до трети площади среднестатистического московского двора, не умеет сама складывать зеркала. А еще у «Хайлендера» обычные галогеновые лампы и откровенно слабый свет при отсутствии омывателей фар.

ПРО ЗАПАС

По статистике, многие европейцы и американцы ни разу не прокалывают колесо за все время владения автомобилем. У нас ситуация, мягко говоря, другая. Итак, представим картину: зима, пустынная дорога вдали от города, спущенное колесо. С какой машиной проще и быстрее справиться? Поплевав на руки, наш доброволец берется за «Тойоту». Запасное колесо висит под днищем и опускается на дорогу посредством кардана. Вмиг перепачкавшийся коллега чертыхается, долго отцепляя колесо от троса. Обратный процесс быстрее, но все же «Хайлендер» отнял у нас 18 минут. Похожая схема крепления и у «Хонды», но колесо зафиксировано удобнее и снять его не проблема. Докатка вываливается на снег вместе со шматками грязи. А куда девать проколотое колесо? На место запасного оно не лезет… Пачкаем багажник? Нет, в подпол предусмотрительно положили пакет для пробитого колеса! Секундомер замер на 12 минутах.

«Ниссан» предлагает для начала познакомиться с сабвуфером – он вложен в колесо. Скидываем клемму, «музыку» в сторону, откручиваем фиксирующий колесо болт – все удобно и привычно. Спустя 8 минут «Мурано» готов мчаться дальше.

NISSAN MURANO

«Форд» не ищет легких путей: если вы ни разу не орудовали его домкратом, то удивитесь, сумев извлечь из него баллонный ключ. Ниша в багажнике мелкая – проколотое колесо не войдет. Процесс замены с учетом сборки и разборки домкрата занял 15 минут.

Михаил Гзовский:

«В очередной раз радуюсь разнообразию характеров машин одной ценовой категории и класса. Американские модели заставляют поломать голову при выборе, и это здорово!».

Финал нашей истории похож на американский боевик: обычный парень раскидал супергероев и получил в награду всеобщую симпатию и уважение. Бывает же такое, и не только в кино!

Подпишитесь на «За рулем» в