Оруженосцы нашего времени

ОРУЖЕНОСЦЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

ТЕХНИКА

/ПРОФЕССИЯ

Поздравляем с Днем защитника Отечества!

ОРУЖЕНОСЦЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

БОЛЬШИНСТВО ИЗ НАС ВИДЕЛИ ЭТИ МАШИНЫ ЛИШЬ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ

КУРС МОЛОДОГО ВОДИТЕЛЯ

Мы пройдем его в Острогожске, в 37-й учебной автомобильной бригаде.

Минует полгода, и вчерашние призывники получат профессию механиков-водителей многотонных военных машин. Кстати, в учебку под Воронежем попадают только новобранцы с "правами": обязательна категория "С".

"По порядку номеров...": гусеничный ГМ-569, трехосный плавающий БАЗ-5921, колесный тягач КЗКТ-74281 "Русич", многоцелевое шасси МАЗ-543. Это далеко не полный перечень техники, водить и обслуживать которую учат в Острогожске: всего девять специальностей, включая ремонтников. Больше восьми колес на одном автомобиле вы здесь не насчитаете: самые тяжелые машины российской армии водят не солдаты-срочники, а прапорщики.

Достать огнетушитель, поднять кабину, подготовить котел... Дальше предпусковым обогревателем управляют из левой, водительской кабины. "Хозяин" машины - инструктор ведет своих курсантов от первого пуска до выпускного экзамена. Кстати, опыт многих инструкторов подтвержден командировками в Чечню, куда они отправлялись со своими машинами. Домой вернулись все!

Вообще-то боевые машины весьма просты в управлении... но все же

4 часа извольте откатать на кинотренажере. Компьютерные симуляторы не идут ни в какое сравнение! Инструктор постоянно связан с учеником, может сымитировать неисправность, а все ошибки фиксирует беспристрастная техника. Один из авторов, например, забыл подать звуковой сигнал при троганье.

По машинам! Если не брать в расчет ограниченный обзор, БАЗ-5921 по органам управления - тот же самый ЗИЛ-130. Остальные машины одновременно и сложнее, и проще: например, у МАЗа педалей всего две, зато тормоз - под левой ногой. Поскольку все автомобили со знаком "У", тормозить может не только водитель, но и инструктор. В

МАЗе он сидит за учеником, как в самолете.

Первые занятия на автодроме - троганье, маневрирование. Выпускники Острогожска по классу КЗКТ-7428 получают категорию "Е" в "правах". Разумеется, солдаты учатся водить не только порожние машины: в качестве балласта иногда используют гусеничные шасси. А для механиков-водителей ГМ-569 заезд на платформу - обязательное упражнение.

Параллельно с вождением бойцы изучают матчасть. Оборудованию учебных классов позавидуют не только автошколы, но и иные вузы. Например, в классе холодной и горячей регулировки двигателей Д12А каждый из этих 525-сильных агрегатов можно пустить. Помимо этого, курсанты освежают в памяти ПДД... ну и, разумеется, занимаются общевойсковой подготовкой.

"Змейку" проходят БАЗ-5921 и МАЗ-543. Первому легче - из трех осей управляются передняя и задняя. Из кабины кажется, будто немаленькая машина крутится вокруг тебя. Между прочим, на выпускных экзаменах водители делают то же самое в противогазах...

Одно из обязательных упражнений - заезд на железнодорожную платформу. Требуется поставить машину шириной 3 м и длиной 11,5 м на площадку примерно тех же размеров.

Одна из задач курганского тягача - эвакуация поврежденной бронетехники. Соответственно, курсанты отрабатывают маневрирование в стесненных условиях, точную остановку... "Навьючить" на себя подбитый танк поможет установленная на тягаче 15-тонная лебедка с тросом 100 м.

Во время войны в Афганистане в учебке построили участок, имитирующий горный серпантин.

Позади - 100-километровый марш, завершающий полугодовой курс механика-водителя. Выпускники 37-й бригады отправились в войска, а машины ждут

следующих призывников.

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН

В армии их называют специальными колесными шасси (до восьми осей) и тяжелыми тягачами (три-четыре оси). Военным виднее, ведь они основные заказчики подобных автомобилей, да и язык не поворачивается причислить эти машины к грузовикам.

Моделей и модификаций множество, есть даже плавающие - Брянского завода. Машины возят тяжелое вооружение, комплексы ПВО, инженерное оборудование, понтоны, буксируют полуприцепы с танками и самолеты на аэродромах. Все эти тяжести нужно быстро доставить по назначению, невзирая на качество дорог или полное отсутствие оных. Грузоподъемность автомобилей 7-80 тонн, причем иные способны брать груз вдвое тяжелее себя. При этом тяжеленные огромные машины должны развивать скорость 40-80 км/ч.

Чтобы достичь таких показателей и уверенно преодолевать бездорожье, автомобили оснащают двигателями мощностью 220-588 кВт/300-800 л. с. Производители постепенно отказываются от танковых агрегатов, ведущих родословную от легендарного дизеля В-2 довоенных (!) лет, в пользу автомобильных. Последние имеют значительно больший ресурс и гораздо экономичнее (расход масла ниже почти в 10 раз!). Конструкторы работают над газотурбинными двигателями - более мощными, но пока, увы, капризными и чересчур прожорливыми.

Сложную схему с двумя двигателями и бортовыми трансмиссиями (классический пример из 60-х - ЗИЛ-135ЛМ с парой моторов V8 на высокооктановом бензине) на ныне выпускаемых машинах не применяют. Некую потерю живучести (можно передвигаться на одном силовом агрегате при отказе другого) компенсируют более мощными моторами, высокой скоростью и маневренностью современных тяжеловозов. Хотя до сих пор эталоном проходимости многие считают "сто тридцать пятый" со сближенными средними осями.

Подавляющее большинство машин - полноприводные с блокируемыми межосевыми, а иногда и межколесными дифференциалами. Если осей шесть и более, обязательна трансмиссия с гидротрансформатором, при необходимости блокируемым. Перспективны гидрообъемные и электрические трансмиссии: эти схемы позволят увеличить КПД, одновременно упростив компоновку.

Помимо независимых подвесок на продольных торсионах, на некоторых автомобилях, например тяжелых "минчанах", применяют гидропневматические. Современные требования - регулируемые по осям и бортам жесткость подвески и клиренс. Кстати, на ходу его величина - 400-500 мм.

Представляете, как развернуться на машине длиной около 20 м? А в лесу? Обязательное требование к специальным машинам - маневренность. Радиус поворота трех-, четырехосников - примерно 13 м, а современный гигантский шестнадцатиколесный МЗКТ-79221 (см. заставку) укладывается всего в 17 м. Для этого делают управляемыми несколько осей. У восьмиосного МЗКТ их шесть; на высоких скоростях задние можно заблокировать из кабины водителя. На более коротких машинах пока чаще делают управляемыми две передние оси. Пожелание военных будущим конструкторам - все поворотные колеса, чтобы машина могла двигаться даже по-крабьи, вбок.

В зарубежных армиях тяжеловозы применяют в основном для перевозки танков и другой подобной техники - так и быстрее, и дороги целее. Иномарки, как правило, созданы на серийных узлах или это вовсе штатский грузовик, "переодетый" в военный мундир. Так что у многих машин российской армии по сути нет аналогов.

КЗКТ-7428 - танковый тягач Курганского завода - способен буксировать 70-тонный полуприцеп со скоростью до 65 км/ч. Мощность 26-литрового ярославского дизеля V12 - 478 кВт/650 л. с.

МЗКТ-7930 грузоподъемностью 24 т должен "уволить в запас" устаревшие МАЗ-543.

В армиях стран НАТО служат капотные "скании" наиболее "прочного" класса G. Их задача - доставить танк из пункта А в пункт Б по дорогам общего пользования. Скорость и экономичность важнее проходимости: колесная формула тягача - 6х2, мощность - 390 кВт/530 л. с., полная масса автопоезда - до 150 т.

Подпишитесь на «За рулем» в