Land Rover Defender: Скотленд-Ярды
В этой поездке один раз все же пришлось воспользоваться лебедкой. Впрочем, на другом автомобиле да не будь поблизости команды поддержки я и вовсе не решился бы сюда сунуться.
ПО МЕРЕ СИЛ
Конечно, «Дефендер» – особое явление, особое транспортное средство. Тесноватый в длину салон, огромный, прижатый вправо (там, на континенте, – влево) руль, своеобразная, мягко говоря, эргономика. Зато под всем этим хозяйством прочная рама и мощные подвески. На руление авто, как водится, реагирует с невозмутимостью и сдержанностью истинного британца.
Неповоротливость машины отчасти компенсирует хорошая обзорность. Кстати, на наивный вопрос: где кнопки или хотя бы ручки регулировки зеркал? – знатоки отвечают ироничными жестами: придется, мол, поработать собственными руками, ибо зеркала можно подкорректировать только ими. Впрочем, минимальные ходы регулировки сидений обеспечивают посадку, не требующую, как правило, корректировки зеркал. Гармония…
Забавно наблюдать, как коллеги, незнакомые с этой машиной и воспитанные на современных, ищут, скажем, выключатель наружного света. Вон там, тщедушная пипочка слева под рулем. Кнопки стеклоподъемников – на панели приборов. Ну а теперь попробуйте разобраться с климатом. Управлять им – тоже увлекательное занятие.
Записать все это «Ленд-Роверу» в недостатки? Смотря с какой позиции подходить. Он уж точно не король автострад, а в мегаполисе подобен Винни-Пуху в норе у Кролика. Но на провинциальных дорожках Шотландии, тем паче на бездорожье, отношение к нему меняется.
Главное изменение «Дефендера» 2012 года – 2,2-литровый мотор, уменьшенный по сравнению с предыдущим на 200 кубиков. Ни в мощности, ни в моменте агрегат не потерял, по-прежнему развивает 122 л.с. и 360 Н.м. Представители фирмы подчеркивают: максимальная скорость «Ленд-Ровера» даже возросла – с 132 до 145 км/ч. По современным меркам такие показатели вызывают саркастическую улыбку, но в этом ли главная добродетель британского вседорожника? Куда важнее, что нелегкий (во всех смыслах) автомобиль довольно резво реагирует на педаль газа.
Но самое главное – двигатель неплохо тянет уже с 1000 об/мин. Это позволяет экономить на переключении передач, что немаловажно для «Дефендера» с его размашистыми и не то чтобы очень четкими ходами рычага. Высшая передача, шестая, может пригодиться лишь на автостраде, куда «дефендеры» попадают не часто. А на здешних узких и извилистых дорожках чаще пользуешься третьей-четвертой, иногда – пятой.
Мужественно порыкивая дизелем, «Дефендер» везет меня в свою естественную среду обитания: вокруг безлюдные холмы и живописные желтеющие леса, дорожка становится все уже и ухабистее. Кстати, прыгучесть вседорожника меньше, чем ожидаешь. А вот и асфальт кончился…
МЕДВЕЖЬИМИ ТРОПАМИ
Отсутствие встроенного навигатора тоже не кажется изъяном. На таких автомобилях ездят те, кто умеет читать карту да и с компасом знаком. Ну а тут дорога и вовсе одна.
Впрочем, дорогой ее можно назвать лишь условно. Говорят, что этот глинистый, с глубокими колеями и серьезными буграми проселок идет аккурат вдоль границы Англии и Шотландии. Может, сюда из своего Зачарованного Леса заходил Винни-Пух? Он ведь медведь и границ не знает, а тропа тут как раз для него.
Наш «Дефендер» месит эту грязь с не меньшей невозмутимостью. Главное – вовремя включить пониженную передачу. Впрочем, можно и не вовремя. Машина позволяет даже остановиться в этой мутной смеси и спокойно тронуться внатяг на первой пониженной. Угрожающе рыча, мотор совсем не героического объема вытаскивает машину, а заодно и меня.
Но чтобы включить все названное, требуются некоторые навыки и крепкая рука. Любителям электронных штучек не беспокоиться! Если пониженная не включается сразу, нужно лишь чуть дернуть машину на первой или задней передаче. Зато все натурально, без компьютерных зависаний.
Вот теперь он в своей тарелке! Между прочим, это не трасса для экстремальных развлечений, а дорога! Вон чьи-то овцы пасутся на пригорке, а там дальше – старый, но крепкий и ухоженный домик. А мы на развилке сворачиваем вправо. Вот уж действительно Зачарованный Лес из прекрасной книги про Винни и его друзей! Рабочая передача – вторая пониженная. Колеи столь близко к деревьям, что для спокойствия лучше сложить зеркала. Здесь назад смотреть уж точно незачем. Машина упорно перелезает через камни, буравит плоским капотом неширокую, но бурную речку. Впереди мокрый глинистый и очень крутой спуск. Вновь первая пониженная – и «Дефендер», взрыкивая мотором, уверенно спускается без малополезных на такой глине тормозов и всяких модерновых «ассистентов спуска». Теперь нужно успеть включить внизу вторую, чтобы ходом взлететь на следующий холм.
Ну а там, где все же пришлось воспользоваться лебедкой, был крутой скользкий поворот, за которым начинался затяжной подъем. Есть подозрение, что устроители теста выбрали это место специально, чтобы дать нам испытать лебедку. Что же, работает исправно. Можно, не выходя из-за руля, подтягиваться и в одиночку, нажимая кнопку на пульте.
Часа полтора такой поездки – и ему прощаешь всё! Многие недостатки эргономики и управляемости, которые раздражают по возвращении «в суету городов и в потоки машин», кажутся теперь гармоничным дополнением к неоспоримым и ярким достоинствам. Трудно, конечно, простить цену в полтора миллиона за короткий и самый простой «Дефендер 90». Но ведь это плата не только за сильную Машину (именно с большой буквы), но и за ощущение собственной силы, почти всемогущества. А это тоже кое-чего стоит…
МЕНЬШЕ И ЛУЧШЕ
Рабочий объем двигателя уменьшили на 0,2 л для повышения экономичности и экологических качеств. Давление впрыска – 1800 бар, мощность и момент остались прежними. Простой одномассовый маховик обеспечивает устойчивую и надежную работу на самых малых оборотах. Усилили шумоизоляцию, прикрыв агрегат мощной крышкой. Максимально приближенный к выпускному коллектору фильтр твердых частиц поспособствовал тому, что мотор укладывается теперь в рамки Евро-5. Ну и еще: инженеры утверждают, что улучшили уплотнения системы охлаждения.
И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ
У моделей «Дискавери», «Рейндж-Ровер» и «Рейндж-Ровер Спорт» обновления 2012 года не столь существенны, как у «Дефендера», но наверняка интересны поклонникам британских вседорожников. В «Дискавери» теперь больше динамиков, есть жесткий диск для накопления аудиозаписей, установлены дополнительные USB-разъемы. Навигация с жестким диском подчиняется голосовым командам и, как утверждают, знает не только несколько языков, но и некоторые диалекты. Крышка багажника «Рейндж-Ровера Спорт» теперь алюминиевая, похудела на 11 кг и обзавелась электроприводом. В качестве опции предлагают 8-дюймовые дисплеи в подголовниках передних кресел и беспроводные наушники. Кроме того, эту модель, как и «Дискавери», можно купить с 3-литровым дизелем увеличенной с 245 до 256 л.с. мощности, – но пока не у нас. Ну а «Рейндж-Ровер» 2012 года получил черную окантовку фар, дверные ручки и вентиляционные решетки в цвет кузова и новые 20-дюймовые диски.
LAND ROVER DEFENDER БУДЕТ ЖИТЬ, ВЕРОЯТНО, СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО НАШЕ ЖЕЛАНИЕ ЕЗДИТЬ ТАМ, ГДЕ ПРОЕХАТЬ НЕЛЬЗЯ.