Испанская партия
ТЕХНИКА
/ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ИСПАНСКАЯ ПАРТИЯ
Предмет моей лекции - плодотворная дебютная идея.
И. ИЛЬФ, Е. ПЕТРОВ, "12 стульев".
ТЕКСТ / АНТОН ЧУЙКИН
Ее - партию, или идею, как угодно - разыграла в Малаге корпорация "Вольво трак", представив обновленный тягач FH12. За восемь лет с начала выпуска серия FH разошлась по всему миру в 250 тыс. экземпляров, перенесла модернизации в 1998-1999 гг. Эти тяжелые машины, способные вести автопоезда массой 40 и более тонн, были названы "Грузовиком года-1994" и 2000-го, став первыми двукратными обладателями титула журналистского жюри.
Нынешняя модернизация - самая глубокая: тут и коррекция внешности, и перемены в гамме моторов, и доработка шасси... И все же в основе это тот самый FH, который фирма без ложной скромности называла самым рентабельным на рынке тяжелых грузовиков. Звание гроссмейстера не достается даром - высокий статус надо подтверждать вновь и вновь, держаться на самом современном уровне. Он снова вступает в игру... а мы по ходу знакомимся с его новыми чертами.
АНДАЛУЗСКОЕ НАЧАЛО. Одно из самых значимых новшеств - двигатель D12D мощностью 368 кВт/500 л. с. Он увенчал гамму моторов объемом 12,1 л, завершив диапазон мощностей с шагом в 40 л. с. Прекрасного показателя 30,4 кВт/л/41,3 л. с./л, "удобной" характеристики крутящего момента при хорошей экономичности и соответствии Евро III помог достичь турбокомпаунд. Это устройство "подкручивает" коленвал энергией отработавших газов, передавая ее от турбины на маховик с помощью собственной гидротрансмиссии. Турбокомпаунд, говорили шведы, любит большую нагрузку. Это одна из причин, по которой для тест-драйва были выбраны горы испанского юга - почувствуйте, дескать, сами, как 40-тонные автопоезда берут подъемы, не мешая основному движению.
ХОД КОНЕМ. Впрочем, его-то как раз и не придется делать - Г-образные траектории рычага коробки передач отменяет I-shift (ай-шифт), механическая трансмиссия с электронным управлением. "Вольво" не первой применяет такую систему - вспомним "Сканию-Оптикруиз", "Мерседес-Бенц-Теллигент шифт". Более позднее внедрение позволило тщательнее проработать алгоритм: теперь ай-шифт выглядит удачным компромиссом между сложной для освоения немецкой и простоватой отечественной системами. Основная трехступенчатая коробка - без синхронизаторов, сцепление также рассчитано на автоматический режим... Кстати, им водитель не управляет вовсе: под ногой только две педали. Ореол профессионала, лихо "замешивающего" вручную 10, 12, 14 передач, меркнет... Будут ли выбирать ай-шифт потребители в России? К первым подобным системам отнеслись настороженно. Пересилить сомнения может только стопроцентная надежность при реальной выгоде: цена выше, экономия на топливе и ТО больше!
УРОНИЛИ ШАХМАТНЫЙ ПРЕСТИЖ. Разумеется, здесь речь пойдет о том, что в Испании смотрелось нормально, а в России приживется с трудом. Маленький дорожный просвет (впрочем, есть иные варианты исполнения) может оправдать лишь скрывающийся под пластиком противоподкатный брус FUPS. Аккуратные боковины довольно легко снимаются (не закисли бы фиксаторы русской зимой), открывая доступ к бакам, отсеку батареи, запаске. На отдельных вариантах исполнения ее вешают слева... и это уже плохо: никакая плотность "упаковки" агрегатов шасси не оправдывает риск водителя, вынужденного доставать колесо со стороны проезжей части. И последнее: фара скрывает четыре (!) прибора головного освещения под общим пластиковым обтекателем. Изящно, но... не ровен час кокнешь!
ЗА ДОСКОЙ. Приборной, а не шахматной: водитель должен чувствовать, что о нем заботятся. Новый дисплей за рулем готов сообщить массу информации, не слишком отвлекая от дороги: от не совсем нужной температуры масла в двигателе до весьма актуального последнего номера, набранного на "мобильнике", который, кстати, встроен тут же рядом. Чтобы закончить с ним, упомяну "хэндс фри" в верхней части спинки водительского кресла. Есть и еще один дисплей - выдвижной, перед стеклом. Здесь, помимо навигационной системы, может хозяйничать "Дайнафлит" - пакет программ, позволяющих контролировать, в том числе через Интернет, транспортные операции. Или, например, на этот экран будут транслировать изображения телекамеры заднего обзора.
ПАРТИЯ ОТЛОЖЕНА. Машина на стоянке, и дальнобойщику нужно обустроить свой быт. Его скарб путешествует в немалого размера... их даже не назовешь полками - шкафах. Объем таковых, например, над ветровым стеклом - 35+100+35 л, по задней стенке - 74+150+74 л (данные для самой большой кабины "Глобтроттер XL"). Нередко экипаж магистрального тягача состоит всего из одного человека. "Вольво" предлагает вариант планировки кабины как раз на этот случай. Можно с комфортом оформлять таможенные документы, не стесняя себя, отобедать, а вечерком пригласить коллегу из соседнего "трака". Разыграть испанскую партию, например...
ЭНДШПИЛЬ. Рейс заканчивается, пора отцеплять трейлер: здесь поможет новая рампа за стенкой кабины, на которой размещены не только соединительные устройства пневмо- и электросистем, но и штатные фары, освещающие седло и пространство вокруг (в России их принято устанавливать самостоятельно). При ежедневном обслуживании не придется подпрыгивать или выносить табуреточку, чтобы протереть стекло, - лестницу из двух ступенек, представляющих собой прочную "изнанку" облицовки передка, FH12 возит с собой. А что касается больших плановых ТО - интервал их увеличен. Так, в Европе моторное масло надо менять раз в 90 тыс. км (прежде - 60 тыс. км). Таким образом, грузовик больше времени проводит на трассе, выигрывая призовые.