Сколько стоит новая трасса Москва-Питер

Разворовыванием бюджетных денег здесь и не пахнет: во столько обойдется ликвидация нелегальной горы мусора, мешающей прокладке трассы.

201202171356_musor

201202171356_musor

Крысы разбежались

Итого, расходы на строительство дороги: к 66 млрд руб. первоначальной стоимости (в проект уже тогда были заложены «природоохранные» средства) добавили вначале 3 млрд руб. на дополнительные экологические мероприятия, затем еще целевой 1 млрд руб. на высадку деревьев взамен подлежащих вырубке. Таким образом, доля финансов, направленных на защиту окружающей среды, составила примерно 10% общей стоимости проекта. Но всего, оказалось, учесть невозможно.

При разметке трассы в районе Шереметьева дорожные специалисты уткнулись в гигантскую свалку мусора. Когда стражи сокровищ помойки осознали, чем грозит визит гостей-дорожников, бросив открытые ворота и будки с их содержимым, разбежались со стремительностью местных крыс. Выяснять, кто ответственен за измененный ландшафт, не у кого.

Отселять людей — тоже забота дорожников

— Дорожникам придется самим организовывать вывоз мусора, что обойдется примерно в те самые 300 млн руб., — рассказал обозреватель «За рулем» Игорь Моржаретто, побывавший на круглом столе Комитета по общественному контролю строительства скоростных автодорог. — Но не факт, что денег хватит.

Подозрения вызвали химические анализы мусорного исполина: в куче «фонят» тяжелые металлы, неизвестно, какая гадость протекла в грунт под вонючую гору (дальше эти яды с грунтовыми водами проникают в Клязьму), а значит, трудно предположить, какие предстоят масштабы обеззараживающих работ. Уже сейчас речь идет о покупке мобильного мусоросжигательного завода, поскольку, по данным предварительной разведки, эта свалка не единственная по линии трассы. И неясно, что делать с тем, что в огне не горит.

Повсюду в мире дорожным строителям выдают подряд, техдокументацию, и они только укладывают асфальт, говорил на круглом столе председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Только нам приходится отселять людей из жилищ, стоящих на пути трасс, перекладывать коммуникации, заниматься природоохранными мероприятиями.

Сколько вы там насчитали?..

Обостренное внимание к охране природы стало важнейшей особенностью строительства в стране автомобильных магистралей. Теперь проекты большинства трасс будут подвергаться глубокой экологической экспертизе, но не только государственных учреждений, но и общественных организаций.

Год назад при «Автодоре» был организован общественный экологический комитет. Он возник после громких событий на строящейся трассе между двумя столицами. Тогда, напомним, общественные организации, претендующие на компетентность в сфере экологии, сочли необъективными результаты государственной экоэкспертизы и выступили против технологической вырубки Химкинского леса. Поскольку не в пустыне живем, прокладка новых трасс практически всегда упирается то в лес, то в реку, то в поле, и задача комитета — минимизировать неизбежный ущерб.

В комитет при «Автодоре» вошли 30 ведущих российских ученых, профильные академические институты. Гражданский надзор представляют «Общество охраны природы», движения «Кедр», «Зеленые». Greenpeaсу и Фонд дикой природы ответили о готовности сотрудничать с комитетом.

Подпишитесь на «За рулем» в