Ваз-21123. купейка
ТЕХНИКА
/ПЕРСПЕКТИВА
КУПЕЙКА
НОВАЯ ВЕТВЬ "ДЕСЯТОГО" СЕМЕЙСТВА
ТЕКСТ, ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН
Когда-то в модельном ряду VAZ 2110 был задуман и трехдверный хэтчбек со спортивным уклоном, но еще на стадии проектирования его "сократили". И вот он снова в "десятой" обойме - пока в виде опытного образца. Заводчане предпочитают термин "купе" - но не путайте его с другим, на базе седана 2110 (ЗР, 2001, № 3). Уже нынешним летом ВАЗ планирует приступить к выпуску купе мелкими сериями, в перспективе - до двух-трех тысяч в год. Частичная сборка будет проходить на главном конвейере, а после выполнения основных операций машина займет место на стапеле. Далее - ручная сборка с учетом пожеланий конкретного покупателя.
Заводской индекс 21123, присвоенный новинке, подсказывает, что перед нами не новая модель, а лишь модификация VAZ 2112. На первый взгляд, только уменьшили количество дверей. Но одновременно появились и мелкие штрихи, существенно изменившие уже сложившийся облик пятидверного хэтчбека. Изменений не много, а кажется, будто это совсем другой автомобиль.
ДЛЯ КОГО?
У всех производителей подобная модификация, как правило, делится на две ветви. Первая - подешевле, в скромной комплектации, предназначена в основном для молодежи. Вторая - с претензией на спортивность, оснащенная более мощным мотором и жесткой (в угоду управляемости) подвеской для любителей острых блюд. Наш дебютант тяготеет к спортивной ветви.
Самая простая комплектация "стандарт" с двигателем VAZ 2112 и 14-дюймовыми колесами ориентирована на деловых людей, которые, как правило, используют лишь одно-два места (заднее сиденье, тем не менее, присутствует "на всякий случай"). Только определение "дешевая" не про нее - машина хоть и простенькая с технической точки зрения, но мелкосерийный эксклюзив всегда дороже массового продукта. Зато в зависимости от характера и состоятельности клиента машину оснастят всем, чего душа пожелает. На выбор: колеса 14 и 15 дюймов, несколько вариантов сидений - стандартные "десятые", оригинальные ковшового типа и даже фирменные "Рекаро", кондиционер, гидроусилитель рулевого управления. А чуть позже появится версия "спорт" - с мотором увеличенного объема и шинами 195/55R15.
Вероятно, и настоящие спортсмены найдут ее привлекательной: ведь более жесткая конструкция трехдверного кузова улучшает управляемость автомобиля. Не зря же из "самар" они предпочитают "восьмерку".
Приглядимся к новинке. Единственная стойка, разделяющая профиль кокпита пополам, сделала силуэт гораздо лаконичней, изящней, чище. Но образ создается не только упразднением мелких деталей с одновременным укрупнением оставшихся. На него "работают" и другие дизайнерские решения - например, задний спойлер. Он словно вырастает из подоконной линии, эффектно опоясывает задок и, несмотря на вписанный стоп-сигнал, выглядит благороднее своего аналога с конвейерной "двенадцатой". Особенно, если поставить машины рядом.
Важную роль в изменении образа сыграли большие пятнадцатидюймовые колеса и увеличенные арки. С ними упитанный "двенадцатый" поросеночек заметно "подсох" и даже зрительно обрел некую прыть.
Чуть меньшие наружные зеркала потеряли врожденную лопоухость и теперь, по мнению дизайнеров, больше соответствуют стилю кузова.
ЧТО ЖЕ В НЕМ ИНТЕРЕСНОГО?
Конечно, двери: ведь они стали шире на двести миллиметров. Это по достоинству оценят "солидные" люди - сколько раз замечал, как они с трудом втискиваются в стандартную "десятку" или "двенадцатую". Для прохода на заднее сиденье спинки откидываются так же, как в 2108. И пусть дверной проем "сто двадцать третьей" чуть уже "восьмерочного", - задние пассажиры этого не почувствуют благодаря практически вертикальной средней стойке. (У VAZ 2108 она наклонена вперед - стилевое решение - что при входе на заднее сиденье доставляет некоторое неудобство.)
Потяжелевшие двери потребовали новых петель. Они более прочные, литые и, кстати, скоро будут устанавливаться на всех автомобилях "десятого" семейства.
Переместившаяся назад центральная стойка повлекла изменение боковины кузова: она здесь своя, оригинальная, как и дверь.
Технический эффект упразднения двух дверей - более жесткий кузов. Цифры еще уточняются, но уже ясно, что купе значительно жестче на скручивание, чем пятидверная "двенадцатая". Рядовому потребителю это, наверное, не так уж и важно, зато спортсмены и специалисты, занимающиеся установкой разного рода растяжек и распорок на машины "десятого" семейства, оценят этот показатель по достоинству. Конечно, плавностью хода пришлось немного пожертвовать - кузов перестал "играть", смягчая толчки, зато заметно улучшилась управляемость. Этому же способствует и более жесткая подвеска.
Такой характер придется по душе активным водителям, использующим автомобиль не только для собственного перемещения, а ради него, получающим удовольствие от самого процесса. Для них самой интересной будет топ-версия с двигателем 1,8 л. Его установят на подрамнике, чтобы сделать передок еще более жестким и "заострить" рулевое управление. Заодно проявится и сопутствующий эффект - несколько снизятся вибрации, передаваемые от двигателя на кузов.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ЗА РУЛЕМ
Увеличенная дверь мне, в меру тощему, не нужна (впрочем, упитанные "спортсмены", возможно, отметят это как достоинство машины). Только уселся, даже еще не тронулся с места, а кажется, что ты по меньшей мере уже кандидат в мастера спорта. Тут уж о комфорте думать напрочь перестаешь.
Сиденья бы пожестче, чтоб облегали тело и помогали чувствовать автомобиль и выхлоп позвонче, чтобы кровь горячил! Да вместо безликого огрызка выхлопной трубы - роскошный хромированный мегафон-двустволку! Но тогда "двенадцатого" мотора мало - захочется раза в два мощнее, чтобы с места - как из пушки! Подвеска заметно жестче стандартной, но для настоящей, боевой машины все еще мягкая.
Впрочем, купе создавали пусть для энергичной, но все же нормальной эксплуатации, а не для ралли. Тем, кому по душе спортивный костотряс и прыжки через железнодорожный переезд, поможет тюнинг. Рулевое управление "упругое", строгое, четкое, напоминающее "восьмерку". Во всяком случае, разница с "двенадцатой" очень заметна. И наверное, я бы отказался от гидроусилителя. Да, он снижает усилие на руле, что особенно приятно при парковке. Но, помогая, все-таки скрадывает наслаждение от управления этим автомобилем.
Возможно, кто-то со мной не согласится. Каждому свое! Но даже "незаряженный" трехдверный хэтчбек позволяет ощутить себя если не настоящим гонщиком, то его хорошим приятелем. Или деловым человеком, ценящим свое время, которому только занятость не позволяет купить "Порше".
С обивками дверей и панелью приборов работы еще не закончены - на фото временное решение. Интерьер машины будет соответствовать ее внешнему виду.