История игрушек 3D
Подаренная на день рождения «Чайка» в масштабе 1:43 встала на книжную полку, а ее шестилетнего водителя «ушибло модельками». Примерно так возникают коллекции: сначала покатать по полу настоящую тяжелую металлическую машинку, рассмотреть ее со всех сторон и «покалечить», развинтить и собрать заново. А затем стартует охота за новинками!
Раньше основными игроками на рынке масштабных моделей были британские компании Dinky, Matchbox и Corgi. Французскому филиалу Dinky удалось занести вирус собирательства в СССР – в конце 1960-х French Dinky Toys выпустил масштабную копию автомобиля «Москвич-408» вишневого цвета. Машинка стала легендой – французы и думать не могли об ажиотаже среди советских пионеров, хотя живьем ее мало кто видел. Серьезные коллекционеры из Москвы и Ленинграда гонялись за этим дефицитом, но машинка стоила от 15 рублей в 1970-х годах до 25 рублей в 1980-х. При цене на копии «Москвичей», изготовленные в Саратове, в 3 рубля 50 копеек и зарплате советского инженера в 120−150 рублей это были очень большие деньги – поставить такую «игрушку» на полочку мало кто отваживался.
В конце 1980-х уже ни один серьезный школьник-коллекционер не верил, что существует модель «настоящего 408-го Москвича» с вертикальными задними фонарями. С появлением Интернета за «Москвич Динки» начались нешуточные битвы на интернет-аукционах. Победителей, заполучивших в коллекцию ободранный мальчишками в 70-х «Москвич», поражало сходство форм французской модельки Dinky Toys и отечественных изделий из Саратова. Альтернатива же французскому «Москвичу-408» появилась только в 2010 году силами китайско-итальянского союза под вывеской «Автолегенды СССР».
Редкий советский школьник 70-х и 80-х не собирал масштабные копии – саратовские «Москвичи», «Волги», «Жигули» и «Руссо-Балты», казанские КамАЗы и многочисленные ремейки западных моделей, изготовленные на просторах СССР. Но в 90-х качество отечественного товара отвратило многих собирателей масштабных копий от увлечения на пару десятков лет. А модельки ручной работы всегда стоили бешеных денег. Многие коллекционеры вернулись к хобби в 2008 году с появлением журнальной серии «Автолегенды СССР». Первый выпуск – «Москвич-407» голубого цвета, который стоил всего 99 рублей, даже обычные коллекционеры закупали по нескольку штук – сказались долгие годы модельного дефицита. Тестовые продажи запустили в Тверской области. Говорят, что солидные дядьки на машинах с питерскими и московскими номерами объезжали ранним утром чуть ли не каждую деревню и городок, выкупая на корню тиражи новой журнальной серии.
Такой же ажиотаж сохранился и после запуска регулярной серии в феврале 2009-го – теперь уже на всю Россию. Огромные тиражи расходились моментально. Невысокая цена, современный уровень проработки моделей, регулярность выхода – раз в две недели новая модель с журналом – все это работало на создание новой волны интереса к коллекционированию масштабных копий автомобилей.
Китайский производитель этих копий, известный своими марками IXO, J-collection и уже изготавливавший огромное количество моделек для европейских журнальных серий, еще раньше выставил на рынок бренд IST models, выпустив в 2007−2008 годах несколько моделей советских автомобилей. Первыми были Lada-1200 от IXO (нечто среднее между «Жигулями» ВАЗ-2101 и ВАЗ-21013) и журнальный вариант «Волги» ГАЗ-21 в жутковатом желтом окрасе на хромированных колесах – эти модели появились в самом начале XXI века в европейской журнальной серии «Такси мира».
Впрочем, с полок детских магазинов исчезали и грубоватые модели ВАЗ-2106 и ВАЗ-2104, выпущенные под маркой Autobahn и рассчитанные прежде всего на детей. Ну а произведенные под известным «недорогим» брендом Cararama модели Chevrolet Niva и «Лада Калина», хоть и были менее желанны, чем автомобили советского периода, на какое-то время заняли почетное место на полках многих коллекционеров. Да что там говорить, если не попадающие в масштаб 1:43 и оснащенные инерционным моторчиком модели «Волги» ГАЗ-31105 от Welly осели в собраниях многих серьезных коллекционеров. Почва была благодатная, ажиотаж – велик, и казалось, что отечественный рынок может поглотить любые модели в любых количествах. Правда, крупные западные компании к нам не спешили, но вскоре появятся местные производители, занявшие каждый свою нишу. Об этом – в следующих материалах.
ЗАЗ-965А «Джеймс Бонд»
В апреле 2008 года (о серии «Автолегенды СССР» еще даже слышно не было) в британской журнальной серии The James Bond Car Collection вышел 36-й номер – им оказался ЗАЗ-965А из фильма Goldeneye. Выпущенная компанией Universal Hobbies масштабная копия нашего «горбатого» была неплохо проработана и аккуратно изготовлена, к тому же диорамы в масштабе 1:43 – нечастое явление в модельном мире.
«Москвич-408»: Dinky Toys и «Автолегенды»
Между этими моделями − сорок лет. Альтернатива французскому «Москвичу-408» (на фото справа) появилась только в 2010 году силами китайско-итальянского союза под вывеской «Автолегенды СССР» (на фото слева). О нынешних технологиях моделирования французские разработчики в 1960-х и мечтать не могли. Тем не менее модель Dinky отнюдь не проигрывает в восприятии молодому китайскому потомку.
«Москвич-408»: Dinky Toys
Французский филиал Dinky Toys, с 1921 года производивший на местной фабрике модельки, аналогичные изделиям британской родительской фирмы, с 1950-х начал выпуск масштабных копий местных автомобилей, и к 60-м производственные программы британского и французского Dinky Toys практически не пересекались. В 1968 году у французов появилась модель Moskvitch с каталожным номером 1410. Через три года, в 1971-м, французская фабрика закрылась. Сколько успели выпустить таких «Москвичей» − история умалчивает. Цены на модели французского Dinky Toys растут с каждым годом, а силами русских собирателей единственная модель советского автомобиля, выпущенная во Франции, вырывается в этой гонке вперед, значительно опережая Renault, Citroen и прочие Peugeot с SIMCA. Для соотечественников эта четырехфарная машина – не просто коллекционная редкость, но еще и «машина Шефа» из кинофильма «Бриллиантовая рука» − сами того не ведая, французы угадали с цветом масштабной копии.
Шины на французском «Москвиче» не абы какие, а Dunlop. Немногие современные высокотехнологичные масштабные копии могут похвастать такой проработкой покрышек.
Деталировка модели по нынешним временам не богатая, но капот открывается и двигатель проработан неплохо (2). У советских потомков этой модели из Саратова кузов 412-го «Москвича» был с иной задней светотехникой, а имевшаяся в каталоге отечественного производителя модель 408-го отличалась от «Москвича-412» лишь двигателем – путем нехитрых манипуляций с набором различных облицовок радиатора с разными фарами и двумя вариантами двигателя саратовские умельцы получали несколько модификаций одной машины без изменения литьевой формы кузова. К французской модели прикладывались номера, наклеить которые предлагалось самостоятельно, – о такой опции советские собиратели и не мечтали.
«Москвич-407»: «Автолегенды СССР» – начало новой истории
«Москвич-407», появившийся летом 2008-го в качестве первого выпуска тестовой серии «Автолегенды СССР», стал родоначальником китайского изобилия масштабных копий. Через несколько месяцев, в феврале 2009-го, журналы с машинками в приложении появятся в газетных киосках по всей стране, и десятки тысяч собирателей начнут привыкать к размеренному пополнению коллекций – раз в две недели, не очень дорого, рядом с домом обязательно будет свежий выпуск журнала и масштабная копия. Спираль истории отечественных моделей завернула на очередной виток – в конце 1960-х все началось с французского «Москвича-408», а через сорок лет новую эпоху открыл голубой «Москвич-407». То ли еще будет!
ВАЗ-2115 Autobahn
Модель ВАЗ-2115 от Autobahn вышла давно, в ту далекую эпоху, когда об «автолегендовском» изобилии можно было только мечтать, а каждая новая масштабная модель советского или российского автомобиля вызывала ажиотаж среди собирателей, сравнивающих модельки Autobahn не с Миничампсом, а с родным Саратовом – на этом фоне новички выглядели привлекательными, неплохо проработанными и качественно собранными.
«Волга» ГАЗ-21: желтое такси
У истоков китайского нашествия на отечественный рынок масштабных копий стояла эта модель 21-й «Волги». Появившись в 2002 году в европейской журнальной серии «Такси мира», она многократно переиздавалась по всему миру, а освоившие интернет-аукцион ebay отечественные собиратели с благоговением ставили на полку первую промышленную модель автомобиля ГАЗ-21 «Волга», закрывая глаза на небывалый для 1960-х желтый цвет, хромированные в афроамериканских традициях колесные диски и совершенно бредовый фонарь «такси». За прошедшие десять лет эта «Волга» в масштабе 1:43 была выпущена в самых различных образах и вариантах, в журнальных и лимитированных сериях, ее тиражи не поддаются исчислению. Но «желтое такси» остается в отечественной истории масштабных копий наравне с «Москвичом» от Dinky Toys – в конце 1960-х модели пришли в СССР из Франции, в начале 2000-х – из Китая.
Lada 1200 IXO
Одной из первых масштабных копий советских автомобилей, изготовленных в дружественном Китае, была Lada 1200, растиражированная с начала 2000-х годов во множестве вариантов и комплектаций. Модель оказалась весьма желанной и востребованной среди коллекционеров, но искажения геометрии и ошибки в деталях, присущие и первым китайским «клонам» настоящих авто, были очевидны. Самые заметные недостатки – это проем ветрового стекла и непонятная задняя светотехника: то ли 2101 пытались изобразить, то ли 21013.
Саратовские «Москвичи»
Взяв за основу французскую модель от Dinky Toys, советский производитель творчески переработал исходник: если самые первые саратовские масштабные копии «Москвичей» практически не отличались от французских «собратьев» (решетка радиатора была отлита вместе с кузовом, упрощенные колеса насажены на выступающую наружу ось), то в дальшейшем отечественные модели значительно изменились – облицовки радиатора и бампера стали отдельными деталями, колеса – более похожими на настоящие, а главное, помимо базового «Москвича-412» было выпущено целое семейство автомобилей АЗЛК и ИЖ: и универсал, и фургон, и пикап, и даже ижевский «Комби».
Меняем облицовку радиатора, затем – детальку, изображающую двигатель, и – вуаля – получаем совершенно новую модель «Москвича» – был 426-й, стал 427-й.
Многие коллекционеры собирали саратовские модели во всех возможных цветах и со всеми возможными вариантами облицовок.
«Москвич-427» в исполнении советских (на фото слева) и китайских (на фото справа) умельцев – за прошедшие сорок лет технологии шагнули далеко вперед, но небрежность в разработке и сборке модели может свести на нет все достижения прогресса – советская масштабная копия передает образ автомобиля лучше, чем высокодетализированная китайская модель.
ВАЗ-2106 и 2104: Autobahn и «Автолегенды»
ВАЗ-2106 «Жигули» в исполнении двух различных китайских фабрик: справа – из журнальной серии «Автолегенды СССР» (IST), слева – из магазина «Детский мир» (Bauer/Autobahn). Появившаяся осенью 2007 года на выставке «Мир детства» модель вазовской «шестерки» фирмы Bauer вызвала неподдельный интерес даже маститых коллекционеров – до этого момента промышленных моделей этой машины не делал никто, а поставить на полку модель одного из самых массовых отечественных автомобилей мечтали несколько поколений собирателей. Через четыре года в журнальной серии появилась долгожданная альтернатива от производителя «настоящих моделей-копий» – к сожалению, передок машины получился искаженным, а для полного соответствия ранней версии «шестерки» образца 1970-х решетка радиатора должна быть хромированной. Обе модели, несмотря на недостатки, альтернативы не имеют и дополняют друг друга – журнальный вариант выступает в роли автомобиля 1976 года, а изделие Bauer соответствует по деталировке автомобилям поздних выпусков (и практически полностью повторяет облик машины из теста журнала «За рулем», №5/2005).
Парочка моделей ВАЗ-2104 «Жигули» от тех же производителей. Грузопассажирскую версию тольяттинской машины китайским товарищам удалось изготовить для журнальной серии на вполне приличном уровне – на фоне изделия Bauer белая «четверка» выглядит очень выигрышно.
Саратовская и китайская «Нивы»
Появившаяся в 1982 году масштабная копия тольяттинской «Нивы» являла собой вершину модельных технологий тех лет: руль поворачивался вместе с колесами, подвеска, двигатель, салон и экстерьер были потрясающе проработаны – даже эмблема на облицовке радиатора сделана отдельной деталью, а первые выпуски комплектовались брызговиками. К началу 1990-х ранее недоступные и дефицитные модели появились на прилавках советских магазинов, но непростые времена перехода от СССР к современной России наложили отпечаток и на модель – постепенно упрощаясь, она продержалась в производстве до 1996 года, но качество изготовления на изношенных литьевых формах отвратило от них многих коллекционеров на долгие годы.
Китайский (на фото слева) и русский (на фото справа) варианты масштабной копии одного автомобиля – образец из Поднебесной далеко не идеален, но на фоне изделия из России середины 90-х он выглядит потрясающе аккуратно и качественно. В принципе ситуация с моделями – зеркало реальной жизни в масштабе 1:43.
ГАЗ-69: «монгольский вариант» IST models
Масштабная копия автомобиля должна безусловно соответствовать типовой базовой модификации автомобиля настоящего. С этой модели ГАЗ-69, выпущенной IST, пошла русская народная традиция – искать возможные прототипы к уже выпущенным неудачным моделям. Для ГАЗ-69 был даже найден некий «монгольский вариант», оправдывавший многочисленные недочеты в деталировке и геометрии масштабной копии. С тех пор собиратели «монгольским вариантом» называют любые неудачные модели, не имеющие реальных прототипов. Модель же ГАЗ-69 исправили к моменту выхода соответствующего выпуска журнальной серии «Автолегенды СССР» – детали были приведены в соответствие, но огрехи в пропорциях неисправлены, новую форму китайская фабрика разрабатывать не стала. На фото – исходный (слева) и исправленный (справа) варианты модели.
Вердикт
– Непреодолимо наше желание остановить мгновение. Для кого-то память о минувшем хранят фотографии, кто-то ставит на полку масштабную копию автомобиля. Еще совсем недавно коллекционеры, рыщущие по магазинам и клубам в поисках дефицитных моделек, отпугивали от себя «нормальных» людей нездоровым блеском в глазах. Сейчас можно найти почти все, что угодно, а собирательство миниатюр стало респектабельным хобби. Может быть, вам пока ничего не скажут названия модельных брендов – Minichamps, Brooklin, Autoart или Norev, не говоря уж о такой экзотике как Sommerville или White Rose Collectibles. В мире масштабных копий много неизведанного и удивительного. Надеюсь, что теперь мы сможем регулярно знакомиться и со старыми легендарными модельками, и с самыми горячими новинками масштабного автомира.
p