Краткое содержание седьмой серии
ТЕХНИКА
/ДИНАСТИЯ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЕДЬМОЙ СЕРИИ
ШАССИ НОВОГО ФЛАГМАНА БМВ НА ФОНЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКА
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
Улучшить подвеску - значит найти наиболее приемлемый компромисс между комфортом и безопасностью. А коль речь идет о представительском классе, результат поисков важен вдвойне. Специалисты БМВ предложили свои варианты разрешения конфликта и реализовали их в новой серии 7. Рассказывать об изюминках флагманской модели (заводской индекс Е65) будем с оглядкой на предыдущую - с кузовом Е38.
ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ: СХЕМА
У новой "семерки" на 60 мм увеличилась колесная база, колея спереди стала шире на 28 мм и сзади на 22 мм. Шасси при этом потеряло в весе. Вместо стали применили легкий и в то же время более прочный алюминиевый сплав, уменьшив тем самым неподрессоренные массы и повысив комфорт.
Существенные изменения претерпела передняя подвеска (рис. 1): многие детали и узлы отличаются формой, конструкцией и расположением. На растяжках появились гидроподшипники - они лучше резинометаллических шарниров гасят неприятные вибрации, не передавая их кузову. Чуть не вдвое длиннее стали стойки стабилизатора, что позволило эффективнее бороться с поперечными ускорениями.
Задней подвеской новая "семерка" больше напоминает предшественницу (рис. 2). У той балка крепилась к кузову через сайлент-блоки, в современном варианте появились реактивные тяги, благодаря чему улучшилась курсовая устойчивость. Как и впереди, немного "подросли" стойки стабилизатора. Кроме того, в соединении с нижним качающимся рычагом теперь работают новые шарниры.
ЭПИЗОД ВТОРОЙ: СТАБИЛИЗАТОРЫ
На модели Е38 с кренами боролись привычные стабилизаторы, установленные на передней и задней оси. Новой "семерке" на помощь пришла система "Динамик Драйв" (Dynamic Drive) с активными стабилизаторами поперечной устойчивости. Суть устройства: металлический пруток режем пополам, а между двумя половинками встраиваем гидромотор. Одно плечо стабилизатора жестко связано с корпусом, другое с ротором.
Управляющий блок, получая информацию от датчика поперечных ускорений, открывает нужный (зависит от того, в какую сторону наклоняется кузов) контур, по которому масло подается к гидромотору и поворачивает половинки стабилизатора относительно друг друга (рис. 3). Давление в системе (кстати, до 180 атм) нагнетает механический насос; чем оно выше, тем на больший угол закручиваются плечи стабилизатора и тем сильнее он сопротивляется кренам.
Умная "Динамик Драйв", пришедшая на смену простой механике, позаботилась и о комфорте, и о безопасности (рис. 4). При поперечном ускорении до 0,3 g кузов новой "семерки" остается в горизонтальном положении, а у предшественницы при тех же перегрузках ощутимо кренится. Затем наклон прогрессирует, предупреждая водителя о грозящих неприятностях.
ЭПИЗОД ТРЕТИЙ: АМОРТИЗАТОРЫ
В старой "семерке" за жесткостью амортизаторов следила система ЕDC. Водитель мог выбрать любой из трех возможных режимов: комфортный, нормальный, спортивный. Модель Е65 получила модернизированную бесступенчатую ЕDC-К (от немецкого kontinuierlich - непрерывный). Девиз разработчиков: "Столько комфорта, сколько нужно; столько устойчивости, сколько необходимо". Перешла по наследству и страховка от неприятностей - в случае опасности (резкий маневр, экстренное торможение и прочее) компьютер автоматически добавляет амортизаторам жесткости.
Новой системе EDC-K потребовался дополнительный датчик: два отслеживают вертикальные ускорения передней части, а третий отвечает за поведение кормы. Недостающую информацию управляющий блок получает от системы динамического контроля устойчивости DSC.
На предшествующей модели устанавливали газонаполненные двухтрубные амортизаторы. Жесткость каждого регулировали два электромагнитных клапана. Если они закрыты, подвеска работала в некомфортном, зато максимально устойчивом режиме "спорт". Когда один или оба клапана приоткрываются, амортизаторы становятся мягче. Модернизированный узел обходится только одним демпфирующим клапаном (рис. 5). В отличие от предыдущей конструкции, он может остановиться в любом положении, то есть менять настройку плавно, а не ступенчато. Сохранен аварийный режим: если амортизатор "обесточивается", возвратные пружины закрывают клапан, устанавливая максимальную жесткость.
ЭПИЗОД ЧЕТВЕРТЫЙ: ПНЕВМОСТОЙКИ
В задней подвеске прежних "семерок" работали цилиндрические пружины и газовые амортизаторы. Теперь на заказ предлагают пневмостойки - газовый амортизатор и пневмопружину в едином корпусе. В верхней части ресивер, который соединен с амортизатором герметичным сильфоном. Он-то и поднимает (опускает) кузов в зависимости от количества поданного воздуха. Если сильфон выходит из строя, то его работу временно выполняет дополнительный амортизатор-отбойник из полиуретанового эластомера.
Ради чего усложнили подвеску, оснастили ее компрессором, управляющим блоком и т. д.? Вся прелесть в том, что независимо от загрузки клиренс БМВ с пневматической подвеской остается неизменным. А значит, выше активная безопасность: ведь не меняются ни колея, ни схождение колес. Кроме того, можно сэкономить на корректоре света фар.
* * *
Сравнивая два поколения флагманов БМВ, делаешь вывод, что фирма просчитала новую подвеску на несколько ходов вперед. Вероятно, этого запаса хватит, чтобы не только подтвердить, но и долго, до следующей серии, сохранять высокий статус баварских машин, слывущих образцами управляемости. Продолжение следует...
Рис. 1. Передняя
подвеска "семерок"
с кузовами Е65 (а) и Е38 (б):
1 - амортизаторная стойка;
2 - стойка стабилизатора;
3 - стабилизатор поперечной
устойчивости;
4 - рычаг растяжки;
5 - ступица;
6 - гидромотор
стабилизатора.
Рис. 2. Задняя подвеска
новой БМВ серии 7:
1 - подрамник;
2 - пневмостойка; 3 - активный
стабилизатор; 4 - верхний
направляющий рычаг;
5 - нижний рычаг.
Рис. 3. Поперечный разрез гидромотора активного стабилизатора.
Рис. 4. Углы крена автомобилей БМВ серии 7 разных поколений.
Рис. 5. Так устроен амортизатор "семерки" БМВ последнего поколения: 1 - дополнительный клапан; 2 - подвижное уплотнительное кольцо; 3 - пружина главного демпфирующего клапана; 4 - якорь; 5 - винт; 6 - магнитная катушка; 7 - главный демпфирующий клапан.