О чем поют мосты
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
О ЧЕМ ПОЮТ МОСТЫ
ВАШЕМУ АВТОМОБИЛЮ ПОНРАВИТСЯ НЕ ЛЮБОЕ ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН
Говоря о горюче-смазочных материалах для автомобиля, прежде всего имеют в виду топливо и моторное масло. Трансмиссионки вниманием не балуют. А зря. От них тоже зависит здоровье машины, в частности, ее трансмиссии. Сегодня мы решили обратиться к наиболее распространенным из этих продуктов, предназначенным для "Жигулей", "Волги", "Москвича", "Нивы".
На наш суд попало десять образцов трансмиссионных масел группы ТМ-5 по российской или по GL-5 - зарубежной классификации с классом вязкости 85W90 и 90. Это одноклассники известного с незапамятных времен ТАД-17И.
ТАД ИЛИ НЕ ТАД?
До сих пор автомобилистов интересует, а куда делось старое доброе ТАД-17И? Все очень просто. Существовавшее в то время ТУ на этот продукт исходило из точно оговоренной рецептуры с обязательной импортной присадкой "Англомол-99" от фирмы "Лубризол". Несколько лет назад ее перестали заказывать - появились иные присадки, как самого "Лубризола", так и других компаний - "Инфиниум", "Шелл". Новым наши производители отдавали предпочтение. Изменились присадки, стала другой рецептура, а стало быть, изменились ТУ и... названия готовых продуктов.
Тем не менее, совсем недавно хорошо известную ранее присадку вновь стали закупать для производства трансмиссионки, но поскольку стандарты на маркировку масел изменились, вместо ТАД-17И теперь на канистрах ТМ-5-18. Подобную маркировку могут иметь масла разных производителей, если они соответствуют группе ТМ-5 (аналог импортной GL-5) и имеют вязкость "18" (аналог группы 85W90 или 90 по зарубежной классификации).
НАСЛЕДНИКИ
Продолжателям славных традиций ТАДа мы поставили три задачи. Упрощенно - способность противостоять задирам и заеданиям в механизме, а также сохранять работоспособность при низких и высоких температурах.
Первую из трех проверок проводили на стандартной машине трения. Здесь определяли нагрузку сваривания - условно говоря, силу в паре трения, при которой произойдет сваривание трущихся поверхностей. Хорош или плох результат, можно понять довольно легко. По требованию нашего стандарта для масла группы ТМ-5 этот параметр должен быть не ниже 3280 Н. По требованиям АвтоВАЗа - не ниже 3483 Н (355 кгс), а коробке "Москвича" нужно и того больше - 3924 Н (400 кгс) или выше (см. ЗР, 2001, № 5).
Среди проверенных нами масел разброс весьма велик - от 2607 до 4635 Н. Программу-максимум (3924 Н) выполнили шесть из десяти претендентов, еще один недотянул всего 4 Н, или 0,1%. Будем считать, что с поправкой на погрешность измерений и этот попал в отличники.
А вот остальные...
Неожиданно низкий результат показало масло ТНК, не дотянув до требований группы ТМ-5. Дальше - больше. Продукты, маркированные "Агат" и ТМ-5-18 (см. фото), показали нагрузку сваривания 2764 и 2607 Н соответственно - на уровне группы ТМ-3 или моторных масел. Уж эти точно по назначению лучше не использовать.
Вторым по значимости фактором, определяющим работу трансмиссии, будем считать низкотемпературные свойства масла. При низкой температуре окружающего воздуха переключение передач, как известно, затруднено. Специалисты считают пороговыми значениями вязкость (динамическую) 20 000 и 150 000 мПа.с. При достижении первого значения переключаться коробке трудно, при втором - небезопасно. Во всяком случае, применение силы будет плохо влиять на срок службы КП.
Для масел выбранного нами класса вязкости допустимой считают температуру минус 12°С, дальше - по желанию производителя. Мы решили проверить вязкость при минус 20 и минус 30°С, а не на соответствие стандарту: для того, чтобы самому сделать выбор - это интереснее. Результат?
Как и следовало ожидать, при 30-градусном морозе большинство масел "задубели" и проверить себя не дали. Цифры выдали лишь четверо, причем у троих результат оказался ниже 150 000 мПа.с. При минус 20°С "отстрелялись" все. Но разброс в показателях вязкости - от 10788 до 205730 - почти двадцатикратный (!). Вот вам и одна группа. Еще раз повторим: стандарт не нормирует их вязкость при такой температуре. Но от того результат еще интереснее.
Самым густым оказался лидер по предыдущему показателю "ЛУКОЙЛ". На зиму такое масло в коробке передач лучше заменить. В мостах можно оставить, но будьте готовы - пока масло не прогреется, катится на "нейтралке" машина будет очень неохотно. Самое "жидкое" из масел с нормальной нагрузкой сваривания - Liqui Moly. Из представленных образцов оно для зимы наиболее предпочтительно. Хороший результат показал отечественный "Спектрол", импортные Esso и незагущенный Castrol.
На десерт обратимся к вязкости масел при высокой температуре (на сей раз кинематической). Специалисты считают нормальным значение выше 5 мм2/с. Меньше - нежелательно, больше - хорошо. Здесь сюрпризов нет, хотя некоторые цифры любопытны. Скажем, при 100 и 150°С вязкость у некоторых образцов "поменялась местами" - было более вязким одно, стало - другое. Это говорит о том, что кроме стандартной вязкости масла при 100°С, используемой при классификации, важно и ее изменение при дальнейшем нагреве. Он возникает, когда трансмиссия работает в тяжелых условиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ