Когда ломаться выгодно
РЫНОК
/КАЛЬКУЛЯТОР
КОГДА ЛОМАТЬСЯ ВЫГОДНО
СТОИТ ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗАВОДСКОЙ ГАРАНТИЕЙ?
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
Заводская гарантия - формально услуга бесплатная. Но чтобы ее сохранить, владелец нового автомобиля периодически обязан проходить плановое техобслуживание (ТО). Вот тут приходится раскошеливаться (табл. 1).
Сегодня существует и коммерческая альтернатива заводской гарантии. Ее предлагают некоторые продавцы на своих условиях - вступительный взнос, сокращенный интервал между ТО, высокие расценки на работы (подробнее в ЗР, 2001, № 8). Естественно, деньги клиент выкладывает не просто так - в отличие от заводской, коммерческая гарантия выполняется быстро, к тому же часто она рассчитана на более длительный срок.
А нет ли смысла вообще отказаться от гарантии? Ведь выгода от нее только, если крупная поломка случится в первый год. Мы предложили калькулятору составить для каждой модели список типичных "гарантийных" неисправностей и подсчитать, во сколько обойдется их устранение, а также техобслуживание вне сети заводских СТО. Расходные материалы (масло, фильтры, тормозные колодки и др.) для простоты вычислений учитывать не будем. Сопоставив полученные результаты и стоимость фирменного ТО, можно сделать вывод: ездить "на гарантию" или отказаться от нее?
"ЖИГУЛИ"
Отработанная десятилетиями конструкция редко подкидывает сюрпризы. Случайные неисправности в период гарантии иногда проскакивают, но серьезных массовых дефектов, тьфу-тьфу, выявить не удалось.
"САМАРА"
Слава о ней, как о самом надежном отечественном автомобиле, ходит не зря. Правда, впрыск подводит. Учтем это чуть ниже, а здесь будем иметь в виду VAZ 21093 с карбюратором.
И на "десятках", и на "самарах" впрысковый двигатель может доставить владельцу хлопоты. Уже не первый год система управления страдает от таких скоропортящихся датчиков, как положения дроссельной заслонки, содержания кислорода, массового расхода воздуха. В подвеске 2110 частенько постукивают опорные подшипники передних стоек. Несмотря на немалый конвейерный стаж, "десятое" семейство до сих пор не избавилось от течей в системе охлаждения. "Тосол" сочится из-под патрубков, лопаются расширительные бачки, выходят из строя крышки. Только перестали ломаться вторичные валы коробок передач, как случилась другая "эпидемия": на многих машинах заклинивают замки зажигания и "сгорают" стартеры (ЗР, 2001, № 10, 11).
"НИВА"
Не ищите эту модель в таблице. Она уникальна не только конструктивно! И пусть в приватной беседе любой ремонтник оценит ее как машину весьма сложную, по нормативам завода и многих СТО ее должны обслужить быстрее и дешевле, чем "Жигули"! К этому парадоксу добавим ненадежность сильно нагруженной трансмиссии... и сразу сделаем вывод: покупая "Ниву", от заводской гарантии отказываться не стоит.
"ВОЛГА" GAZ 3110
Завод в Нижнем установил для своих машин самую продолжительную гарантию - под стать ей и список неисправностей. На первых тысячах у большинства "волг" отказывает гидравлика. Главный тормозной и оба цилиндра сцепления приходится менять или перебирать из-за дефектных уплотнительных манжет. Болезни трансмиссии в последние месяцы меньше мучают хозяев новых "волг", но все-таки 5-10% машин в гарантийный период требуют замены воющих и хрюкающих задних мостов и коробок передач.
Двигатель ЗМЗ-402 со своими хроническими неисправностями постепенно уступает место более мощному и современному агрегату, но и у того болячек ничуть не меньше. В системе управления самыми ненадежными оказались датчики массового расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости и регуляторы холостого хода. Иногда мотор барахлит из-за окислившихся контактов блока управления. С ровного ритма двигатель сбивают разболтавшиеся дроссельные патрубки; вносят свою лепту гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепей. Часто отказывают стартеры, а из-за неисправных диодных мостов и реле-регулятора не дают ток генераторы. Одно утешает - цены на запчасти ниже, чем, скажем, для "десятки" ВАЗа.
Основные и самые серьезные неисправности приходятся на трансмиссию. Примерно 10-15% всех гарантийных случаев - это коробки передач и мосты. Карданный вал тоже не подарок: на каких-то нет балансировочных пластин, у других уже с первых километров звенят крестовины.
Еще одна беда - негерметичность крана отопителя. Добавим, что в салон через уплотнители ветровых стекол проникает вода, а дверные замки работают нечетко.
"ОКА"
Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Статистика отказов подтверждает это: "Ока" течет. Случается, капельки (и даже струйки) просачиваются по всему периметру салона.
Теперь об агрегатных течах. Смазка выходит из двигателя через прокладку масляного насоса: деталь копеечная, но ремонт очень трудоемкий и дорогой. Маловероятно увидеть новую коробку передач без жирных потеков. Положение спасает только замена всех прокладок и дополнительное уплотнение герметиком.
В электрооборудовании пригрелись старые "тараканы". Что такое катушка зажигания - знает даже очень далекий от техники владелец "Оки". Второе слабое звено - коммутатор. На третьем месте - белорусские стартеры: многие не служат и 20 тысяч.
Хватает нареканий и к тормозам: коробятся тормозные диски, чудит "колдун". Список неисправностей завершают стуки в рулевых рейках.
СЧИТАЕМ И СРАВНИВАЕМ
Цены на запчасти, ремонт и плановое обслуживание в московских магазинах и недорогих СТО (гаражного толка) заносим в табл. 2. Теперь сравним эти суммы с затратами на ТО, которые предлагает фирменный сервис, если вы хотите пользоваться гарантией (табл. 1). Что же получается?
Владельцы "жигулей" и карбюраторных "самар", желающие сэкономить, могут гарантией пренебречь. Тем более, если плановые ТО они выполняют своими силами. От случайностей никто не застрахован, но вероятность серьезных неисправностей невелика.
Загадочный VAZ 2110 постоянно подкидывает хозяевам сюрпризы. Ломается в общем-то немногое, ремонт не сильно затратный, но вот запчасти очень дороги. Даже если вы неплохо разбираетесь в автомобилях, присмотрите все же хорошую СТО. Во многих случаях выгодна даже коммерческая гарантия.
Обычно хозяева новых "волг" предпочитают не пачкаться и пользуются услугами сервиса, сохраняя право на гарантию - дорогое это удовольствие! И все же даже частые и накладные визиты на фирменные станции в большинстве случаев окупаются - уж больно много неисправностей обнаруживает "Волга". Выгадать здесь можно в единственном случае, если все ремонтные работы выполнять своими силами.
Владельцу "Оды" или "Оки" тоже лучше держаться поближе к гарантийным станциям. Беспроблемными эти автомобили никак не назовешь, а частые ремонты заставят солидно раскошелиться и без того небогатых хозяев.
НА ПРАКТИКЕ
Наш неугомонный калькулятор предлагает проверить теорию на одном автомобиле - новой впрысковой "девятке", накрутившей за год 25 тыс. км. Хозяин ее отказался от гарантии, а ремонт и обслуживание по возможности выполнял самостоятельно: затраты, без учета масла и фильтров, приведены в табл. 3.
За весь гарантийный срок владелец "девятки" потратил 2910 руб. Из случайных неисправностей - прогоревшая прокладка. Остальные дефекты - на счету системы управления двигателем. Сэкономил он... 90 рублей и энное количество нервных клеток, которые неминуемо сгорают на СТО. Кстати, будь это не Москва, а, например, Ульяновск, где цены в три-четыре раза ниже, - вероятно, оказался бы в минусе.
Впрочем, учесть все условия эксплуатации "Калькулятор" не в состоянии. Мы, скажем, для наглядности приняли, что за год машины пробегают как раз гарантийные 20, 30, 50 тыс. км. Но ведь так не у всех.
Гарантия - это страховка от неисправностей, которая избавит владельца автомобиля от возможных расходов. А заключать ли договор и на каких условиях - каждый может посчитать... по нашей методике и на собственном калькуляторе.
* * *
Обратили внимание - у нас новый калькулятор? Гарантия на него целый год, но надеемся, она не понадобится.