АЗС: карты, деньги, два ствола
В Бенине топливо трех сортов уже расфасовано по банкам и бутылкам. Главное здесь – квалификация оператора, который должен точно помнить, что именно скрыто под этикеткой «Кока-колы», а что налито вместо «Филипетти Бьянко». Аптекарь, некогда выручивший Берту Бенц, этих трудностей не ведал: у него был «просто бензин».
О таких ценах давно уже не приходится мечтать. В конце 1960-х литр бензина в Германии стоил меньше 1 дойчемарки. Более того, если водитель заправлялся самостоятельно, то получал дополнительную скидку: 2 пфеннига с литра. Рачительные немецкие домохозяйки не могли, конечно, устоять и брали пистолет в руки.
В середине ноября в Москве стараниями компаний «Револьта» и МОЭСК на территории бизнес-центра «Новоспасский Двор» открылась первая заправка для электромобилей. В основном это «Мицубиси i-MiEV», коих пока продано полтора десятка. В колонке две розетки: для обычной зарядки (длится 8–10 часов) и для скоростной. По оценкам специалистов, энергетический эквивалент литра бензина будет стоить около трех рублей днем и двух – ночью. Жаль только, цена самого автомобиля – без малого два миллиона.
В Голландии уже три года действуют роботизированные заправки «Танкпитстоп». Сначала с помощью присоски открывается лючок, потом двупалая «рука» отвинчивает пробку, выбирает нужный пистолет, заливает топливо, завинчивает пробку и закрывает крышку. Как, однако, робот различает, за какой именно пистолет хвататься? Всё просто: сначала владельцу надо получить RFID-метку и наклеить ее на внутреннюю поверхность лючка.
Оптовый покупатель заправляется, чтобы отвезти бензин в египетскую глубинку. При этом он не желает тратить ни капли на доставку: овес, видимо, дешевле.
В Бразилии организовать заправку сжатым газом проще простого. Не нужно даже землю рыть, достаточно подогнать полуприцеп, полный баллонов, и соединить их с небольшим терминалом. Даже на зарплате оператора можно экономить: терминал принимает пластиковые карты вполне самостоятельно.
Залить жидкий водород по силам лишь твердой мужской руке. Ведь тут надо держать не пистолет – пушку! Спасибо немцам – подвязали ее стальным тросиком. Под оболочкой толстого шланга за счет непрерывной циркуляции того же водорода даже летом поддерживается адский холод. И после заправки необходимо ездить, а не стоять в гараже. Иначе за пару недель нагревающийся водород потихоньку уйдет через предохранительный клапан.