Проверка боем: утилитарные квадроциклы Stels
Да, похоже, именно по этой причине компания Stels организовала тест уже знакомых нам квадроциклов не на привычной журналистам кроссовой трассе, а в условиях, максимально приближенных к боевым, – на по-настоящему зимней (температура держалась ниже -20 °С) охоте в брянском чернолесье. И стелсовским «утилитарникам» в этом мероприятии предстояло выступить в роли рабочих лошадок, доставив по лесу охотников и снаряжение, а обратно все то же самое плюс (как минимум в теории) добычу.
На месте сбора нас поджидали «квадрики» трех моделей: длиннобазный ATV 700D, покатушечный ATV 800D и side-by-side UTV 800H. Я решил начать с 700D, трезво рассудив, что длинная база и менее оборотистый двигатель станут существенным подспорьем при движении по скользким дорожкам и преодолении снежного пухляка (забегая вперед, скажу: так оно и оказалось). Кроме того, эта машинка была оснащена двумя кофрами, что сразу снимало вопрос транспортировки не только рюкзака и фотоаппарата, но и запаса провианта на всякий случай.
Колонна «квадриков», выдвинувшаяся в направлении леса, бодро пролетела по раскатанным дорожкам и тропинкам, эпизодически радуя себя и пугая окружающих заносами на поворотах. Но как только мы углубились в лес, скорость движения резко упала: нам уже не до демонстрации молодецкой удали, силы уходят на преодоление снежного бездорожья.
Здесь-то 700D и проявил себя во всей красе. Там, где водители короткобазных «восьмисоток» выкладывались вовсю, «семисотый» просто вез. Но сложнее всего было сидевшим за рулем UTV – пробитая «квадриками» колея оказалась тем не по размеру, поэтому им приходилось фактически ехать по целине. Правда, единственным внешним проявлением этого стала чуть меньшая скорость движения.
На месте первого привала организаторы провели курс молодого бойца по обращению с гладкоствольным оружием. Но долго удерживать внимание «охотников» даже с помощью оружия не получилось: отстрелявшись, наиболее активные из них оседлали «квадрики» и рванули на соседнее поле. Огромная площадь, снег по колено – что еще нужно для полноценного испытания «утилей»?
И тут опять блеснул все тот же 700D. Требуя меньших, чем 800D, усилий от водителя, он мог и плыть по снежной целине, и бодро резать траектории. Практически не отставал от него UTV 800H. Схема действий элементарна: пристегнулся, покрепче ухватился за «баранку» и вдавил педаль газа в пол. Главное при этом – не забыть посадить пассажира: без столь важного балласта динамичное прохождение правых поворотов может получиться на двух колесах. Или даже закончиться аккуратным укладыванием UTV'шки на бок.
Накатались. Замерзли. Пора и на базу. Обратная дорога пролетела на удивление легко, видимо, перспектива вкушения свежесваренного горячего супчика в теплой избе с одинаковой силой манила всех участников. И уже там, в тепле, окончательно оформились в голове некоторые соображения об использовании «квадрика» в качестве зимнего внедорожного транспорта.
Во-первых, это не снегоход, и не стоит требовать от него такой же проходимости и динамики в полуметровом снежном пухляке. Да, он проедет, но придется поработать. Существенно упростить задачу можно, приобретя комплект гусениц. Это опять же не сделает из «квадрика» «снежик», но в разы повысит и проходимость, и скорость. К тому же в плане бюджета такая доработка несравнима с покупкой снегохода.
Во-вторых, езда на «квадрике» зимой имеет определенные нюансы. Так, замечательная внедорожная резина, без вопросов справляющаяся и с глубоким песком, и с глиняным месивом, становится очень жесткой и скользкой при сильном минусе, требуя прецизионной работы курком газа.
В-третьих, зима – это не только скользкие поверхности, но и просто низкие температуры. И тут сразу чувствуется нехватка и на 700D, и на 800D «лопухов» защиты рук и подогрева рукояток и курка. В принципе подобная фишка не помешает и весной-осенью, да даже летом по утрам бывает ой как нежарко.
И еще один немаловажный момент – экипировка для зимних поездок. Мне довелось убедиться на собственном опыте, что ни сноу-кроссовая куртка, ни кроссовые мотоботы не являются лучшим вариантом для длительного ползания в лесу. Все-таки классический «комплект рыбака» из магазина спецснаряжения будет куда уместнее и комфортнее в этих условиях.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УТИЛИТАРНЫХ КВАДРОЦИКЛОВ Stels (данные производителя) | |||
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |||
Модель | Stels ATV 700D | Stels ATV 800D | Stels ATV 800H |
Сухая масса, кг | 369 | 328 | 622 |
Длина × ширина × высота, мм | 2371×1230×1235 | 2088×1213×1245 | 2700×1360×1840 |
База, мм | 1485 | 1300 | 1940 |
Дорожный просвет, мм | 295 | 260 | 260 |
Высота по седлу, мм | 916 | — | |
Объем бензобака, л | 20 | 30 | |
ДВИГАТЕЛЬ | |||
Тип | 1 цил., 4Т | R2, 4Т | |
Рабочий объем, см³ | 694,6 | 750 | 800 |
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм | 102×85 | 106×85 | 91×61,5 |
Макс. мощность, л.с. при об/мин | 37/5800 | 43,5/5000 | 56/5000 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 48/5500 | 52/4500 | 43/5500 |
Система питания | карбюратор Mikuni | впрыск топлива | |
Система охлаждения | жидкостная | ||
Система запуска | электростартер | ||
ТРАНСМИССИЯ | |||
Вариатор, селектор режима трансмиссии (повышенный диапазон, пониженный диапазон, задний ход, «нейтраль» и «парковка»). | |||
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |||
Рама | трубчатая, стальная | ||
Передняя подвеска | независимая, на поперечных А-образных рычагах, с полностью регулируемыми амортизаторами | независимая, на поперечных А-образных рычагах | |
Задняя подвеска | независимая, на поперечных А-образных рычагах, с полностью регулируемыми амортизаторами | независимая, на поперечных А-образных рычагах | |
Тормозная система | раздельная, гидравлическая | ||
Передний тормоз | 2 диска | ||
Задний тормоз | 1 диск | 2 диска | |
Колеса | литые | ||
Передние шины | 25/8–12 | ||
Задние шины | 25/10–12 |
Экипировка Kenny предоставлена компанией «ПРОМото».