Бархатная революция
"ВОЛГА" 2003 ГОДА - НЕЗНАКОМЫЙ АВТОМОБИЛЬ
По дороге на полигон заводской испытатель на скорости под 80 выжал сцепление и без видимых усилий перешел на вторую передачу. Нам уже рассказали о модернизированной коробке, но одно дело услышать... Действительно, при переходе с пятой или четвертой на вторую (самый "нелюбимый" нынешним агрегатом режим) прием, который опытные "волгари" оттачивали до совершенства - задержал рычаг в нейтрали, газанул, воткнул, - больше не требуется.
Легкостью переключений, без характерного для "волговской" "пятиступки" скрежета, коробка передач стала напоминать "жигулевскую". Разница с нынешним агрегатом особенно разительна в мороз, пока трансмиссия не прогрелась.
Помимо новых двойных синхронизаторов первой-второй передачи, появились усиленные вилки переключения, иные подшипники первичного, вторичного и промежуточного валов. Доработан механизм переключения. Агрегат взаимозаменяем с прежним и появится на "волгах" уже в этом полугодии.
И все-таки самое главное - не коробка передач. Обновленный автомобиль если и не революция, то сравнимый с ней эволюционный скачок. GAZ 3110 наконец-то расстался с "мореходным" характером, за который заслужил прозвище "баржа".
При резких разгонах и торможениях машина теперь не задирает корму и не клюет носом. Это особенно заметно в сравнении с обычной, серийной (пока!) машиной. "Волга" стала четче, без запаздываний реагировать на поворот руля. В быстрых поворотах машина меньше кренится. Чувствуешь себя уверенней, а вывести автомобиль из заноса теперь гораздо легче.
Кроме того, автомобиль стал комфортней - водитель перестал чувствовать на руле мелкие дорожные неровности, да и плавность хода улучшилась. Ощущение от езды на модернизированной "Волге", будто знакомая машина похудела - сбросила пару сотен килограммов и... подобрела - с пониманием относится к мелким ошибкам водителя и помогает их исправить.
Конструкция, радикально не менявшаяся с 1956 года, наконец, становится достоянием истории. Передняя подвеска лишилась главных отличающих "Волгу" деталей - шкворней и резьбовых втулок. Новая подвеска похожа на "соболиную" - массивные рычаги (верхний - штампованный, нижний - кованый), сайлент-блоки (именно благодаря им дорожные неровности меньше передаются на руль) и мощные шаровые опоры. Стабилизатор поперечной устойчивости стал заметно толще - 20 мм против прежних 16,5. Цапфа, ступицы, тормоза и амортизаторы остались прежними.
Задняя подвеска изменилась не столь радикально - получила стабилизатор и сайлент-блоки на передних концах рессор. Последние избавили машину от характерной "волговской" особенности: задний мост перестал "жить отдельной жизнью". Это наглядно видно при резком старте. На машине с прежней подвеской заднее колесо, шлифующее сухой асфальт, ходит в колесной нише ходуном. На модернизированной "Волге" этого неприятного эффекта нет.
Автомобили с новыми подвесками начнут сходить с конвейера во втором полугодии. В сборе передняя подвеска взаимозаменяема с прежней (запчасти для нее будут выпускать еще долго). Новую можно установить на "волги" с 15-дюймовыми колесами, начиная с части машин модели 31029, оставив заднюю подвеску без изменений. Ее переделка требует точных сварочных работ.
Измененные коробка передач и подвески - лишь первые, хотя и очень значительные шаги на пути модернизации GAZ 3110. В соответствии с требованиями Евро II, с этого года часть машин (не только "волги", но и "газели", и "соболи") оснастят нейтрализаторами отработавших газов. Бензонасос переедет в бак, а под капотом разместят улавливатель паров бензина - адсорбер.
На всех "волгах" появится сменный фильтр системы вентиляции салона. В первом полугодии GAZ 3110 получит иные, взаимозаменяемые с нынешними фары и задние фонари. Более современная внешность - не главное. Обещают, что новые фары порадуют водителей лучшими характеристиками освещенности и распределения пучка. Часть машин с этого года будут комплектовать центральным замком.
Позднее планируют ставить новые ручки и замки дверей, удобные подсвечивающиеся кнопки в салоне. Конструкторы и дизайнеры работают над измененной комбинацией приборов.
Следующий этап модернизации начнется с модели 3102. По заказу эти машины будут оснащать автоматической коробкой передач фирмы ZF, адаптированной к "Волге", а с 2004-го в базовую комплектацию "ноль второй" войдет АБС тормозов "Бош". Позднее эта система появится и на GAZ 3110.
Итак, совсем скоро "волгари" со стажем будут красочно описывать новоиспеченным владельцам, как "прошприцевать подвеску". Предвидим сомнения скептиков: у "Волги" вечный "передок", а шаровые опоры - штука ненадежная. Однако, как показывает опыт, в том числе и наш, "вечность" шкворневой подвески (как, впрочем, любого узла) - не более чем легенда. Новая "Волга" со старым индексом стала удобней, послушней и в конечном итоге - безопасней. Немаловажно, что из инструкции по эксплуатации и сервисной книжки, очевидно, исчезнет требование делать ТО - пробивать пресс-масленки каждые 5 тыс. км. Теперь в "передке" требуют замены смазки лишь подшипники ступиц - каждые 60 тысяч.
Новинки, разумеется, при надлежащем качестве в серийном производстве и параллельном подлечивании иных "волговских" болезней, способны продлить жизнь GAZ 3110. Обещают, что первый этап модернизации (измененная коробка передач и новые подвески) на цену автомобиля практически не повлияет.
Мы обязательно вернемся к испытаниям "Волги": весной, когда высохнут дороги полигона, оценим управляемость с помощью приборов. А пока...
Это уже не "баржа"! - с такой оценкой автомобиля охотно согласились оба автора.
В салоне "Волги" появятся большие, удобные и, главное, подсвечивающиеся кнопки.
Прототип новой приборной панели. Показания манометра и вольтметра водитель сможет вывести на дисплей, нажав кнопку.
Место расширительного бачка, перекочевавшего ближе к главному тормозному цилиндру, займет адсорбер. За аккумулятором - блок АБС.
Шаровые опоры по расчетам конструкторов должны ходить до 100 тыс. км.
Задний стабилизатор крепят к кожуху моста и лонжеронам.