Зимний сюрприз летнего колеса

ЗИМНИЙ СЮРПРИЗ ЛЕТНЕГО КОЛЕСА

НУЖНА ЛИ ПОЛНОЦЕННАЯ ЗАПАСКА?

Оказалось, потребитель внимательно следит за модой, зачастую предпочитая самые свежие модели покрышек, даже невзирая на их завышенную цену. Но помня о сезонности, большинство все же не задумывается о пятом, запасном колесе, как правило, надеясь на стандартное, положенное еще на заводе. Правильно ли это?

Однозначно - нет, если строго придерживаться буквы закона. Правила запрещают ездить на шинах с разным рисунком протектора, установленных на одной оси ("Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств", пункт 5.5). Однако соблазн аккуратненько доехать до ближайшего шиномонтажа настолько велик, что, наверное, нет резона требовать от водителей строгого следования букве применительно к данной ситуации. Но это для города, там, где ремонтники на каждом углу. А если неприятность настигла вас на трассе и до ближайшего "лекаря" пилить еще километров двести? Не исключено, что и здесь в большинстве случаев расчет будет на русское "авось".

Помня об этом, мы все же решили проверить, какие сюрпризы подстерегают водителя, вынужденного поставить летнюю запаску на скользкой зимней дороге. Нет, никаких гонок и экстремального вождения - ведь человек, идущий на подобный компромисс, отдает себе отчет в возможном нелогичном поведении автомобиля.

Итак, два подопытных: "Волга" GAZ 3110 и " Рено Символ", различающихся типом привода, но обутых в зимние ошипованные шины.

Первые прикидки мы делаем именно в такой комплектации автомобилей. На рыхлом снегу измерения тормозного пути и оценка управляемости не выявили ничего особенного. "Волга", как и положено "классике", поигрывает кормой при вольном обращении с акселератором, но тормозит, как утюг, ни на йоту не отклоняясь от заданной траектории. "Символ" "по-переднеприводному" спокойнее в управлении, но при торможении "в пол" все же норовит рыскнуть в сторону, требуя коррекции рулем.

"Прокалываем" правое переднее колесо и ставим летнюю запаску: поведение машин слегка изменилось. Немного размазались отклики на движения баранкой, появилась задумчивость при входе в левый поворот, переднеприводный стал больше буксовать, но в общем в обычных режимах движения ничего криминального. Попробуем тормозить - и сразу сюрприз! "Волга" и "Рено" вдруг утрачивают покладистость характеров, стремясь развернуться вокруг зимнего переднего колеса, естественно, обладающего лучшими сцепными свойствами. Бороться с этим удается лишь аккуратным прерывистым торможением. Но при аварийной ситуации и блокировке колес стремление автомобилей встать поперек дороги практически непреодолимо.

Переставляем летнюю шину назад. И вновь в целом ничего экстраординарного. При спокойной езде "Символ" почти не замечает скользкую покрышку. "Волга", конечно, больше буксует, довольно резко срывая заднюю ось в скольжение, но все-таки двигаться можно. На первый взгляд, даже при аварийном торможении угол заноса стал меньше, а путь до остановки сократился. Однако, присмотревшись, отмечаем: поведение автомобилей менее прогнозируемо. Оказывается, занос задней оси возможен в обе стороны. К тому же он легко переходит в колебания и совладать с машиной становится трудно. Особенно "недовольна" этим вариантом "Волга" - тяжелая и неповоротливая, она сложнее "отлавливается". Юркий "Символ" справляется с подобным несколько лучше.

СКОЛЬКО ЖЕ ЗИМНИХ КОЛЕС ПОКУПАТЬ?

То, что "инородная" покрышка повлияет на поведение автомобиля, было очевидно. Вопрос - насколько и в каких условиях? Исходя из наших опытов, полный комплект зимних шин нужен в первую очередь тем, кто часто и далеко ездит. Вдали от больших городов летняя запаска может сослужить плохую службу именно путешественникам.

Здравый смысл подсказывает, что для остальных, не удаляющихся от цивилизации, компромисс допустим (Правила запрещают эксплуатацию, но кто запретит доехать до ближайшего шиномонтажа?). Однако, идя на него, будьте осторожны - неприятности могут подстерегать в самых обыденных ситуациях.

К "летнему" колесу справа спереди "классика" настроена очень критично.

Передний привод: ситуация схожая, но занос меньше.

ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Подпишитесь на «За рулем» в