Fiat Panda: «Панда», белла…
ВЕСЕЛЫЙ МАЛЫШ
«Фулл», – сказал заправщик и затребовал с меня кругленькую сумму, хотя бак и небольшой. «Газолино», или попросту бензин, в Италии продают по 1,71 евро за литр. Я выбрал бензиновую версию из интереса к двухцилиндровому турбодвигателю «Твинэйр», аппетит которого, если верить паспорту, не оставлял шансов дизелю козырнуть своей хваленой экономичностью. В разных режимах было обещано, цитирую, 5,0/3,8/4,2 л/100 км. Вот я и заполнил бак под завязку, чтобы самому проверить теорию практикой: сможет ли «Панда» полноценно работать за щепотку корма.
Ехать собрались в горы. Со мной и еще двумя пассажирами к 975 кг снаряженной массы добавилось еще 225 кг живого веса. Даже в тусклых огнях аэропорта была очевидна компактность кузова и высокий класс работы дизайнеров, сумевших отшлифовать новинку, не изменив при этом стиль любимого итальянцами «ящика», который служит им верой и правдой уже 30 лет. Его габариты несколько увеличились (длина на 110 мм, ширина на 55 мм), но в итоге все равно получилось немного: 3653 × 1643 мм.
Маршрут был не из легких для моторчика: я жил на одном склоне горы, а друзья-пассажиры на другом. Хорошо, хоть багажа немного – чемодан да сумка, всего килограммов тридцать. Один из друзей, темпераментный итальянец, признался, что, торопясь в аэропорт, пришпоривал «Панду» аж до 170 км/ч. Честно говоря, я на его месте не стал бы так рисковать, даже зная, где полиция измеряет скорость. Но благодарен за информацию о возможностях двух цилиндров, если только это не охотничьи рассказы.
Дискуссию о высоких фарах и различиях с «Пандой» девятилетней давности пропускаю мимо ушей – жму на газ нынешней, которая неожиданно рванула так, что я даже не успел как следует затормозить у «дорожного полицейского». Ничего страшного: «Панда» удивительно мягко упала на него передними лапами и так же легко отжалась. Веселый малыш!
НА ДВУХ ЦИЛИНДРАХ
В свои годы я не претендую на роль студента, коих за тридцатилетнюю биографию «Панда» перевезла миллионы, но и во мне начинает играть кровь. Нет, не от гламурной черно-белой панели и кнопок на ней, обрамленных черным лаком. Наслаждаюсь темпераментной акустикой двигателя. Он сразу взбодрил меня после самолетной дремы. Видно, конструировали мотор явно в расчете на спортивные амбиции несостоявшихся «феррароводов».
Водителя звук «Твинэйра», конечно, может развлекать, но пассажирам досаждает, особенно во время интенсивных межсветофорных перебежек. Впрочем, этот мотор легко приглушить и придушить: достаточно нажать кнопку ECO – и вот уже вместо 85 сил у него остается лишь 77. При этом расход топлива уменьшается процентов на четырнадцать, но вместе с удовольствием.
Два цилиндра не единственное, что спрятано под алюминиевой оболочкой «Твинэйра». Например, распредвал впускных клапанов сменил электрогидравлический привод «Мультиэйр», оставивший дроссельную заслонку почти без работы, в полностью открытом состоянии. Вкупе с непосредственным впрыском это повышает КПД, а уж турбонаддув выжимает из 875 кубиков все силы.
Так, выезжаю на магистраль: здесь разрешены 130 км/ч. В принципе, столько может поддерживать пятая передача, но на 100 км/ч уже нужно переключаться на четвертую, а обгонять лучше и вовсе на третьей. Зато на высших передачах мотора почти не слышно. Пока дорожная обстановка не требует особого внимания, осматриваюсь в интерьере «Панды». Что же, сидеть удобно. Восхищает большой открытый ящик над перчаточником, который плотно прихватил мою фото-сумку – ни в одном автомобиле ей не было так хорошо. Длинный рычаг стояночного тормоза между передними сиденьями остался в прошлой жизни, его заменили коротким и широким, под четыре пальца. И правильно: это красиво и место экономит.
ЛИТРЫ И КИЛОМЕТРЫ
Кому нужно дополнительное пространство, может сдвинуть заднее сиденье вперед и сложить его по частям, но за такой фокус придется доплатить при покупке, в моем автомобиле эта опция не предусмотрена. А значит, без багажника на крыше эта машина больше двоих с лыжами не перевезет. Ладно, пусть любуются небом сквозь панорамное стекло почти во всю крышу.
Ага, вот и горы. Здесь на первой-второй отличная тяга и быстрый разгон. Оба цилиндра звучат жестко и жадно следят за каждым движением ноги, охотно выдавая 145 Н.м уже с 1900 об/мин. Но когда стрелка тахометра доходит до отметки 5500, мотор натыкается на ограничитель. Для меня это непривычно: водитель и пассажиры невольно кланяются, а после манипуляции рычагом коробки «Панда» со всей страстностью вновь бросает их назад. Другое дело – вниз. Спускаемся паиньками на третьей и второй. Повороты серпантина проходим легко, с умеренной валкостью и без куража.
Пора заправляться. Это совсем просто: отворачивающейся пробки тут нет, горловину закрывает приклеенная к лючку резиновая заглушка. Заливаю вновь до полного и вижу: «Панда» пила 7,83 л/100 км. Это куда больше паспортных данных, но покажите мне того, кто сумел уложиться в обещанные литры на реальном маршруте, а не на беговых барабанах! Да и более привычный мне трехлитровый бензиновый двигатель запросил бы за ту же работу втрое больше. Вот за что молодежь любит «Панду».
Это еще и средство давления на производителей автомобилей – есть к кому уйти от чрезмерно накручивающих цены. Ведь базовая комплектация «Фиата-Панда» в Европе, как и раньше, будет стоить меньше 10 000 евро. Но я, наверное, подожду полноприводную версию, которая появится в салонах к осени. А с мнением итальянского народа, пожалуй, соглашусь.